Депутаты Законодательного собрания Иркутской области выступили с открытым заявлением, в котором выразили недовольство федеральным законом № 122. По их мнению, закон о монетизации льгот был принят без должного учета мнения представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, без проработки механизма реализации, что повлекло за собой рост социальной напряженности. Тема неравноправных и несправедливых межбюджетных отношений, несовершенства федерального закона о монетизации активно обсуждается и в областной администрации.
Областные законодатели полагают, что федеральный Центр, перераспределив в свою пользу наиболее собираемые и значительные налоговые поступления, без достаточных средств передал на региональный уровень обязательства по выплате компенсаций наиболее многочисленным категориям льготников. По этой причине, по мнению депутатов, дефицит областного бюджета в 2005 году превысил 2 млрд. руб., а общий дефицит местных бюджетов приблизился к пяти миллиардам: «Самоустранение от решения проблем и нежелание федеральных органов власти объективно подойти к оценке платежеспособности территории подрывает у жителей веру в дееспособность власти».
Глава региона Борис Говорин специально созвал совещание, на которое пригласил депутатов Госдумы от Иркутской области Сергея Колесникова, Сергея Дубровина, Виталия Шубу, Николая Курьяновича, а также сенаторов Дмитрия Мезенцева и Валентина Межевича. Губернатор заявил, что область делает все возможное, чтобы выполнить свои обязательства перед населением, между тем дефицит консолидированного бюджета области составил более 7 млрд. руб.
Причиной многих бед участники встречи у губернатора посчитали «неправильную» методику Минфина по оценке налогового потенциала Иркутской области. Как заявил вице-спикер Законодательного собрания Геннадий Истомин, в 2005 году Министерство финансов завысило предполагаемые налоговые доходы на 31%, не учитывая, например, смену прописки крупнейших предприятий – налогоплательщиков региона. В результате область потеряла значительную часть доходов, а дополнительные расходы, связанные с монетизацией льгот, лишь обострили ситуацию. Обсудить ее руководство области и депутаты Федерального собрания намерены в Минфине, куда будет направлено письмо с просьбой о встрече.
После встречи у губернатора заместитель председателя комитета по бюджету Государственной Думы Виталий Шуба провел пресс-конференцию, на которой заявил: «Предвзятого отношения к Иркутской области нет. Средства распределяются по всем регионам по одним правилам в соответствии с Бюджетным кодексом». По словам депутата, ежегодно сумма налогов, оставляемых в области, увеличивается. В прошлом году, например, она составила 75%. Кроме того, растут поступления в областной бюджет из Фонда федеральной поддержки регионов и в 2004 году они составили один миллиард 147 млн. руб.
По мнению Виталия Шубы, Иркутская область могла бы дополнительно получить в свой бюджет более 4 млрд. руб., если бы доля налоговых отчислений от основных предприятий цветной металлургии, лесопромышленного комплекса и химической промышленности соответствовала среднероссийским показателям по этим отраслям.
Впрочем, финансовый спор законодателей, как полагают наблюдатели, имеет и политическую подоплеку. Во-первых, в Иркутской области депутат Госдумы «единоросс» Виталий Шуба известен как один из наиболее сильных лоббистов закона о монетизации. Во-вторых, заместителя председателя думского комитета по бюджету продолжают называть одним из претендентов на пост губернатора Иркутской области. В мае, если не раньше, в администрацию президента должны быть представлены кандидатуры на эту должность.
Иркутск