В Ростове погибает один из ценнейших памятников неоклассической архитектуры федерального значения – особняк донского книгоиздателя, сына знаменитого купца Елпидифора Парамонова – Николая Парамонова. Здание, построенное в 1914 году по проекту талантливого донского архитектора Леонида Эберга, расположено в самом центре города – на Пушкинском проспекте.
Николай Парамонов построил этот особняк в подарок любимой жене. В свое время здесь был пышный сад с фонтаном, который имел бетонный бассейн сложнейшей конфигурации и переливающую чашу. По основной композиционной оси здания располагаются парадный вестибюль, центральный атриумный зал со световым фонарем и зал с эркером, окнами выходящий на открытую террасу. Карниз потолка оформлен лепным декором, пилястрами┘
В 1918 году в доме произошел пожар, но через 5 лет особняк восстановили и объявили народной собственностью. В 30-е годы в нем попеременно размещались клуб строителей, институт переливания крови и музей краеведения. Здание сильно пострадало во время войны, но стены и часть колонн уцелели. В 1952 году особняк был восстановлен (руководил работами Леонид Эберг) и передан под библиотеку Ростовского госуниверситета.
С годами южную часть бывшего сада застроили гаражами, сараями и складами. Во время «войны с заборами» снесли красивую ограду и двор особняка, по сути, перестал существовать.
В подвалах библиотеке сегодня хранится полтора миллиона изданий. Книги от XVI века до периода первых советских изданий, спасенных от гонений цензуры (уже в 60-е годы книжная коллекция имела статус раритетной). Только в отделе редких книг хранится около девяти тысяч изданий, среди которых легендарные «Начала» Эвклида, «Грамматика» Смотрицкого, по которой учился Михаил Ломоносов. Самая древняя книга – на латинском языке – датируется 1530 годом. Библиотека бережно хранит и издания «Донской Речи», ставшие сегодня библиографической редкостью. Кстати, именно Николай Парамонов в 1903 году основал издательство «Донская Речь».
Сейчас редкие книги, как, кстати, и само здание, находятся в опасности. Главный враг книг – сырость, которая губит бесценные издания. У библиотеки нет средств на покупку специальных приборов для поддержания нужной температуры, а также отсутствует финансирование реставрации книг.
Сегодня о купеческой истории особняка напоминают лишь фотографии да старый рояль в центре читального зала. От былой красоты остались лишь следы. Обвалившаяся штукатурка, разрушенный мрамор ступеней. Вот уже полвека здесь ни разу не было капитального ремонта. Деньги на ремонт из федерального бюджета не выделяются. Получив несколько десятков отказов, университет решил взять ремонт в свои руки, пока барельефы и арки окончательно не рассыпались. Начать ремонт планируют уже в этом году, но денег на него пока не нашли.
Ростов-на-Дону