Адвокат Михаил Лотков воплотил в жизнь лозунг «Твой дом – тюрьма» из советского кинофильма.
Фото автора
Древний Углич в Ярославской области давно стал местом паломничества для любителей путешествовать по Волге на теплоходе. В программу осмотра города входят не только православные храмы, но и дегустация в Музее русской водки. Более того, жители города создают музеи прямо у себя дома. Так, адвокат Михаил Лотков открыл частный музей-тюрьму «Запретная зона», в котором любой желающий может в течение двух минут побыть узником в настоящей камере, а затем познакомиться с образом жизни и творчеством российских заключенных.
Камера – мрачное помещение с цементными стенами и убогой обстановкой: двухъярусная кровать, стол с вмонтированными в пол скамьями. За гостем со скрипом закрывается дверь, камера запирается на замок. Из ржавого крана в тишине капает вода. Сокамерниками туристов являются две восковые фигуры заключенных – один смотрит на самодельную икону, сделанную из металлической стружки, и держит самодельную игрушку, второй, пахан, читает Библию и перебирает четки.
В музее представлены поделки российских заключенных, собранные со всей России. У входа в «Запретную зону» висит картина «Дорогой доченьке Наташеньке», написанная тушью с солью на простыне. С полотна большими и выразительными глазами смотрит красивая девочка. Автор портрета – зэк из колонии на Урале, где он отбывал большой срок наказания.
Среди экспонатов также есть оригинальный музыкальный инструмент – самодельная гитара. Ее корпус сделан из папье-маше, дека из доски, струны из кордной нити, а вместо колков шурупы. На гитаре можно играть, только вместо струнных аккордов она издает натуральный плач. Рядом с музыкальным инструментом – скульптуры из черного хлеба с добавлением соли и пепла. В тюрьмах и зонах свои Церетели – одни лепят вдрызг пьяного стража порядка, другие – индейского вождя. А рисуют за колючей проволокой маслом на простыне и, как правило, родные пейзажи или библейские сюжеты. Иконы отличаются четкой прорисовкой и множеством мелких деталей, на каждое произведение у художников уходит несколько месяцев. Один из образов, представленных в музее, обрамлен окладом из меди, инкрустированным битым стеклом. Заключенный одной из северных колоний выжег раскаленным гвоздем на листе фанеры Сикстинскую Мадонну, а его собрат по несчастью из Сибири вырезал в миниатюре из дерева запрещенными инструментами – самодельными стамесками и резаками – настоящий храм с иконостасом.
Есть в тюремном музее холодное и огнестрельное оружие, сделанное заключенными. Кстати, во время детских экскурсий арсенальный стенд закрывают, чтобы не будоражить юное воображение. Для изготовления заточек и обрезов в колониях используют алюминиевые ложки, пластмассовые зажигалки, трубы и ржавые рукава. Также в ходу якорь, который собирается из двух гвоздей, скрепленных крест-накрест. Его проглатывают вместе с куском сала, и, проходя по кишечнику и желудку, гвозди причиняют заключенному страшную боль. Так зэк может на несколько месяцев попасть в лазарет на операцию и вздохнуть чуть свободнее, чем в камере.
Есть в музее и чифирбак (миниатюрный самогонный аппарат из кипятильника), и «брос» (пластиковая бутылка, в которой через забор перекидывают с воли спирт), и другие атрибуты тюремной жизни. Например, почта, сделанная из обычной рогатки.
В «Запретной зоне» можно почитать и даже купить «Словарь тюремного жаргона». Есть здесь и книга отзывов, в которой расписался уже не один бывший зэк. Один солидный турист, прибывший в город на теплоходе, после двухминутного заключения в камере-музее со слезами на глазах написал: «Прошло уже одиннадцать лет с тех пор, как освободился, но до сих пор в памяти лагерь и камера. Бывший зэк из Новосибирска».
Ярославль