Гипсовая купчиха словно сошла со знаменитой картины Кустодиева.
Фото Асии Глебовой
Чтобы кукла родилась, примерно месяц уходит на вынашивание образа, работу с искусствоведческой и исторической литературой. Фигуру и лица своих кукол художница Асия Глебова лепит из гипса с мраморной крошкой. Прически, головные уборы, одежду Асия создает, изучая историю костюма, подбирая ткани. Она подчеркивает, что именно детали делают ее кукол произведениями искусства.
На «серьезную», по определению Асии, скульптуру она пока еще не отважилась замахнуться, но очень хочет. Ей нравится скульптура, она много лепит и, кажется, уже «вылепила» новое направление в искусстве. По крайней мере именно такое ощущение приходит, когда видишь ее кукол. Созданные ею образы не нуждаются в комментариях экскурсовода. Например, композиция «Апа и бабай пьют чай». Смотришь на нее, а воображение дорисовывает вечер в татарской деревне, лужайку перед домом с резными наличниками и расписными воротами.
Или «Казанская царица Сююмбике с сыном Утямышем». Асия объясняет, что царицу лепила с фотографии своей матери, что эта мини-скульптура с подсветкой три года выставлялась во Франции, когда Париж и Дижон знакомились с татарским народным творчеством в рамках «Дней России во Франции», а также в Мюнхене и Ганновере («Экспо-2000»).
А в интерьерных куклах (высота до 85 см) художница больше внимания уделяет национальному костюму народов Поволжья. Вот, например, молодая стройная кряшенка.
– Для своей работы я выбрала именно кряшенку, потому что представители этой национальности обижаются, что им в республике мало внимания уделяется. Кстати, у замужних и незамужних кряшенок разные костюмы. У замужней по подолу черная кайма должна быть, фартук другой, и юбка, и поддева. И с подвязками я долго работала. У молодой кряшенки подвязка из однокопеечных почищенных монет состоит, а для подвязки замужней монеты я сама чеканила, потому что они должны быть разной величины, – поясняет художница.
Весной прошлого года Асия Глебова выставила свои работы в популярной казанской художественной галерее, куклы нашли покупателя и скоро уезжают за границу. Сейчас Асия занята подготовкой выставки, которая откроется в мае. Изюминкой прошлой выставки была кустодиевская купчиха, вместе с чайным блюдцем сошедшая с полотна на постамент. Следующей весной гвоздем программы станет интерьерная кукла – Федор Шаляпин, облаченный в меховую доху и валенки.
Асия Глебова посвятила куклам уже десять лет. Окончив Казанское художественное училище, пробовала себя в росписи, в батике, в чеканке, пока не начала лепить. И чем бы ни занялась в дальнейшем талантливая художница, куклы останутся с ней на всю жизнь.
Казань