Тотальный досмотр на кавказских дорогах – обычное явление.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сразу три доклада о нарушениях прав человека в Чечне и Ингушетии опубликовала Международная Хельсинкская федерация (МХФ). Первый доклад посвящен похищениям людей, убийствам без суда и следствия, а также незаконным задержаниям в Чечне. В качестве наглядного подтверждения в этом документе приводятся семь похищений, два случая применения пыток и самосуда, одно убийство во время допроса и шесть фактов незаконного задержания. Причем ни в одном из случаев виновные не были привлечены к ответственности.
Второй отчет посвящен тем же проблемам, но происходящим не в Чечне, а в соседней Ингушетии. Событиям в Ингушетии, но происходящим уже после рейда боевиков 22 июня, посвящен и третий доклад правозащитников. В нем идет речь о милицейских операциях в ходе розысков пособников боевиков. По мнению правозащитников, правоохранительные органы, проводя обыски в жилищах чеченских беженцев, проживающих в Ингушетии, зачастую делали это «в некорректной форме, с нарушениями».
Не исключено, что доклады приурочены к осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, где одним из основных вопросов будет ситуация в Чечне. Между тем, по мнению сотрудника правозащитного центра «Мемориал» Дмитрия Грушкина, появление данных докладов «связано с тем, что и в Ингушетии, и в Чечне усилилось насилие».
«Это объективная реальность, с которой мы столкнулись, – заявил «НГ» правозащитник. – За пять лет контртеррористической операции мы фактически пришли к тем самым результатам, которые были в начале. В Чечне, по нашим данным, значительно увеличилось количество похищений и убийств. Кроме того, увеличилось и количество достаточно открытых рейдов боевиков на различные села на территории Чечни. Все знают про захват боевиками Автуров, где были взяты в заложники сотрудники службы безопасности президента республики. По нашим данным, кстати, их до сих пор не отпустили».
«К сожалению, на доклады правозащитников наши власти реагируют, только огрызаясь, – заявила «НГ» президент МФХ Людмила Алексеева. – Но поскольку это доклад международной правозащитной структуры и его читают не только в России, но и в других странах, все-таки какие-то телодвижения со стороны других стран и какая-то критика в адрес Москвы могут повлиять на российские власти. И хотя на серьезную реакцию я не рассчитываю, но если совсем ничего не говорить, то уж точно не будет никакой реакции».
«Сегодня Россия гораздо меньше зависит от общественного мнения Запада, – заявил «НГ» руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Запад – рационально мыслящая структура, очень сильно зависящая от экспорта российской нефти. Никто сейчас с Путиным ссориться не хочет, и Путин это прекрасно понимает. В лучшем случае международная общественность укоризненно ему пальцем погрозит. Это как и с намерением России забирать радиоактивные отходы. Никто на Западе, раз уж Россия выбрала себе роль дворника, с таким дворником ссориться не будет. Эти факторы в значительной степени оберегают нынешнее российское руководство от критики в области нарушения прав человека. Что касается Чечни, то радикального улучшения ситуации тут быть не может. В республике выросло целое поколение, которое умеет только стрелять и ненавидеть, причем ненавидеть заслуженно. А мы все пытаемся, забыв о мирных методах, переломить через хребет целый народ».