В последние недели вновь возрос интерес общественности и деловых кругов к намерениям компании «Транснефть» построить нефтепровод Тайшет–Находка. Как полагают эксперты, российское правительство сделало (пока негласно) выбор в пользу северного варианта прокладки экспортного маршрута, отказавшись от южного варианта Ангарск–Дацин, который несколько лет назад инициировала НК ЮКОС.
Подтверждением этой версии можно считать как сообщения японских СМИ о готовности Токио предоставить «Транснефти» 77,6 млн. долл. на проведение исследовательских работ по проекту Тайшет–Находка, так и серию общественных слушаний, проводимых российской нефтепроводной компанией. Несколько дней назад они прошли во Владивостоке и Хабаровске, Благовещенске, Чите, Иркутске. Ранее в сибирско-дальневосточных регионах состоялись официальные презентации проекта, тепло принятые руководствами субъектов РФ.
Не вызвал отторжения северный маршрут и в администрации Прибайкалья. Руководство Иркутской области рассчитывает, что в результате строительства появятся новые рабочие места в отдаленных районах, увеличатся поступления в местный бюджет, поскольку территории будут получать определенную сумму за прокачку нефти. Общая сумма налоговых выплат за 30 лет эксплуатации нефтепровода, как обещают представители «Транснефти», должна составить 227 млн. долл. По Иркутской области предполагается провести 815 км трассы от станции Тайшет до границы с Республикой Бурятия. В Тайшете планируется разместить мощную перекачивающую станцию.
Как сообщил корреспонденту «НГ» заместитель директора Института географии Сибирского отделения РАН доктор наук Александр Антипов, новая трасса должна стать осью территориального развития: «Во всем мире все развивается вдоль таких осей, а у нас все нанизано на один Транссиб. Дальше магистрали практически мертвое пространство. Нам крайне необходима еще одна ось развития, чтобы вернуть к жизни бамовские поселки, освоить новые месторождения, удовлетворить потребности территорий в энергоносителях». Кроме того, по словам Александра Антипова, северный вариант трассы предпочтительней южного, так как дает более широкий выход на восточный рынок, содержит больше перспектив и потенциала. Как считает ученый, нельзя все яйца складывать в одну корзину: «Если мы выходим на один Китай, то еще неизвестно, кто является хозяином трубы: поставщики или потребители. Яркий пример – газовый проект. Двенадцать лет он стоит по той причине, что мы не можем договориться с КНР о цене ковыктинского газа».
Не забывают ученые и о рисках, которые будут сопровождать строительство и эксплуатацию нефтепровода. Половина трассы приходится на зону опасных природных процессов. Здесь немало участков со сложным рельефом, часты наводнения, снежные лавины, сильные землетрясения. Трасса пересекает реки Лену, Верхнюю Ангару, Амур с его широкой и коварной поймой. Нитка трассы проходит через ареалы распространения таких редких видов животных, как леопард, тигр, пятнистый олень, красный волк, а также редких видов растений. С этим связаны жесткие экологические требования.
По мнению Александра Антипова, «Транснефть» должна обеспечить максимальную открытость проекта строительства магистрального нефтепровода. Пока же население регионов мало информировано о предстоящих событиях и не представляет себе всех последствий строительства магистрального нефтепровода, в том числе и социально-экономических.
Не решает эту проблему, как выяснилось, и проведение общественных слушаний. В Иркутске, например, собрались около семидесяти человек, добрую треть из которых составляли журналисты и не было представителей из районов, где пройдет трасса. Сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова отметила, что знакомство жителей Прибайкалья с материалами проекта проходило с серьезными нарушениями.
Как выяснилось, рассчитывать на новые рабочие места жителям Иркутской области тоже особо не стоит. Как заявил заместитель директора НИИ «Гипротрубопровод» Владимир Суханов, в Прибайкалье практически нет нужных специалистов ни для строительства, ни тем более для эксплуатации магистрального нефтепровода. Следовательно, их придется привлекать из других регионов.
Иркутск