В Челябинске совершенно неожиданный оборот принял конфликт из-за местного авиапредприятия между крупнейшими акционерами (54% акций) – авиакомпанией «Сибирь» и миноритарными акционерами в лице Е.Разумова и А.Смолина. В настоящее время Арбитражный суд Челябинской области рассматривает несколько дел, связанных с нарушением прав крупных акционеров на Челябинском авиапредприятии. Несколько дней назад городская газета «Ва Банкъ» опубликовала материал с комментариями арбитражных судей, ведущих процесс по иску «Сибири». В нем они открыто заявляли, что шансы авиакомпании гораздо предпочтительнее. В судейском корпусе разразился скандал, поскольку это является открытым нарушением профессиональной этики и должно закончиться как минимум отводом состава суда. Но еще сенсационней оказался финал скандала.
Представители «Сибири» немедленно сделали официальный запрос в газету. Ответ за подписью редактора Смирнова удивил даже видавших виды мастеров «черного» пиара:
– Настоящим подтверждаем, что информацией о мнении арбитражного заседателя С.Сырниковой и судьи арбитражного суда Челябинской области Г.Кузьмина по делам, связанным с ОАО «Челябинское авиапредприятие», не располагаем... Материал для статьи «Время «Ч» для авиапредприятия» предоставлен нам представителем Смолина Александра Сергеевича».
И это не первый факт подлога документов, дискредитирующий судебную власть в этой истории.
Дело в том, что господин Смолин – это бывший генеральный директор «Челябинского авиапредприятия» («ЧАП»). Снятый со своего поста новыми владельцами, он с подачи миноритарного акционера Разумова (6% акций) отказался подчиниться этому решению, что и привело к конфликту. Судя по всему, организацией этой публикации Смолин хотел дискредитировать суд и добиться отвода Сырниковой и Кузьмина. А вообще конфликт вокруг «ЧАП» вышел уже не только за рамки правового поля, но и перешел в откровенно уголовную плоскость.
Еще месяц с небольшим назад контрольным пакетом «Челябинского авиапредприятия» (59%) владело ЗАО «Агентство «НЭК» и супруги Яшины. В свою очередь, «ЧАП» имело пакет в 60% долей авиакомпании «Энкор», основным направлением полетов которой является маршрут Челябинск–Москва. В апреле текущего года акционерам стало известно, как сообщил в письме на имя губернатора области гендиректор «Сибири» В.Филев, что 60-процентная доля авиакомпании «Энкор», годовая выручка которой составляла около 60 млн. долл., была продана г-ном Смолиным за 7 млн. руб., да и то по векселю без надлежащего согласования с основными акционерами предприятия. Этот факт, безусловно, возмутил акционеров, держателей контрольного пакета акций, которые к тому же готовили его к продаже структурам, близким к акционерам авиакомпании «Сибирь», и уменьшение активов предприятия накануне сделки могло ее сорвать. В этой связи мажоритарные акционеры приняли решение снять с поста генерального директора такого «замечательного» управленца, как Смолин, и переизбрать Совет директоров «ЧАП». С этой целью было проведено внеочередное собрание акционеров, на котором был избран новый совет директоров, а генеральным директором предприятия на переходный период был назначен П.Б. Рабин, в дальнейшем 4 июня совет директоров по просьбе «Сибири» назначил на должность директора ОАО «ЧАП» Солнцева С.В. Однако такой поворот событий, судя по всему, не устроил господ Разумова и Смолина, которые решили начать «боевые действия».
В результате на свет появился уникальный исполнительный лист Комаричского районного суда Брянской области по иску местной уроженки Елены Кибаловой к супругам Яшиным и «Агентству «НЭК». Исполнительным листом регистратору «ЧАП» – уральскому филиалу Центрального московского депозитария запрещалось учитывать голоса владельцев контрольного пакета акций. Что, в свою очередь, автоматически приводило к ничтожности сделки по продаже акций. Лет пять назад такая практика была весьма распространенной. И районный суд Приморского края мог запросто решить судьбу предприятия, к примеру, в Калининградской области. Поскольку это создавало обстановку полного юридического хаоса, подобную практику было решено прекратить на законодательном уровне, что и нашло свое отражение в действующих АПК РФ и ГПК РФ, где четко оговорено, что все споры между акционерами и акционерным обществом решаются исключительно в Арбитражном суде по месту нахождения общества. Поэтому представителей «Сибири» несколько удивило, почему вопросами собственности в Челябинске занимается районный суд Брянской области, когда еще несколько лет назад эти вопросы были отнесены исключительно к компетенции территориальных арбитражных судов.
Новые владельцы направили запросы в Брянскую область. Ответы удивили их еще больше. Так, глава администрации Комаричского района сообщил следующее: «Справка выдана ┘в том, что Кибалова Елена Ивановна в п. Комаричи Брянской области, ул. Пролетарская, д. 2, кв. 5 не проживает и не прописана, и дома 2 по ул. Пролетарской не имеется».
Более того, попутно выяснилось, что и судья Житкова, якобы выносившая решение, в суде давно не работает. Все точки над «i» поставил официальный ответ председателя суда госпожи Карасевой: «Согласно определению федерального судьи Комаричского района Брянской области от 27.05.2004 года, определение Комаричского районного суда Брянской области от 11.05.2004 года об обеспечении иска и исполнительный лист № 2 – 787/2004 отменены и считаются недействительными и не подлежащими исполнению ввиду того, что указанное определение судьей не выносилось и исполнительный лист не выдавался».
То есть ни истца, ни судьи, ни заседания, ни решения в природе просто не существовало. Это уже не юридический казус, а конкретное уголовное преступление, а именно подделка и использование поддельных документов в корыстных целях.
Казалось бы, все ясно и справедливость восторжествовала. Да только скоро сказка сказывается. Местная Фемида почему-то особо не торопится. К тому же по закону следующее собрание акционеров можно проводить не ранее чем через 50 дней после предыдущего. А за 50 дней можно многое сделать. Из письма акционеров «Сибири» губернатору области Петру Сумину: «В настоящее время продолжается ускоренными темпами процесс вывода активов ОАО «ЧАП» руками Смолина в иные структуры. Так, заключены договоры о продаже имущественного комплекса ТЗК, представлено задним числом решение совета директоров о выходе ОАО «ЧАП» из состава участников ООО «ТЗК», продана 60%-ная доля в ООО «Энкор» за 7 млн. рублей, тогда как только годовая выручка «Энкора» составляет почти 70 млн. долларов США┘»
Кроме того, акционеры «Сибири» подозревают, что руками неправомочного директора Смолина А.С. и лжепредседателя совета директоров Разумова уже продан с нарушением закона 7-процентный пакет акций «ЧАП», а также готовится к продаже иное имущество. И это на предприятии, где вторым крупнейшим акционером является государство (15% акций находится в федеральной собственности). Кстати, представитель государства на собрании акционеров от 13 мая голосовал за смену совета директоров и снятие Смолина А.С. с должности директора. Таким образом, сегодня на авиапредприятии незаконно «рулят» господа, которые уводят имущество не только у крупнейших акционеров, но и у государства, а сейчас не то время, когда это проходило безнаказанно. И это мы еще не коснулись проблемы авиационной безопасности, которая сегодня очень актуальна.
Надо полагать, губернатору стоит отнестись к конфликту самым серьезным образом. До недавнего времени регион считался довольно благополучным в смысле инвестиционной привлекательности. А скандал такого рода может сильно подмочить его репутацию.
И вообще странно, что после судебной реформы, изменения функций прокуратуры и судов, а также окончания эпохи неприкасаемых олигархов и чиновников в не самой захолустной области вопросы собственности решаются «неандертальскими» методами дикого капитализма прошлого века. Или в Челябинской области какой-то свой, особый отсчет времени?