Рамзан Кадыров надеется, что Кремль поддержит на этих выборах именно представителя клана Кадырова.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ровно через неделю, 14 марта, заканчивается срок, отведенный кандидатам в президенты Чечни на уведомление местного избиркома о своем желании баллотироваться. Обещанного аналитиками «бума» пока не наблюдается. До сих пор занять высокий пост выразили желание только два малоизвестных кандидата (жительница Урус-Мартана Мариет Горчаханова и советник президента Чечни 40-летний житель Гудермеса Ваха Висаев) и московский предприниматель Малик Сайдуллаев. Последний, кстати, помятуя о прошлых выборах, когда его сняли с дистанции за якобы недействительные подписи, решил на этот раз просто внести денежный залог в размере 4,5 млн. руб.
Остальные претенденты, похоже, ждут «отмашки» Кремля. Другое дело, что в Кремле, судя по всему, до сих пор не пришли к окончательному решению, на кого делать ставку. Пока что в кулуарах говорят о депутате Госдумы РФ Руслане Ямадаеве и министре внутренних дел Чечни Алу Алханове. Не случайно в самой Чечне уже началась суета вокруг этих фигур: местные «единороссы» собирают подписи в поддержку Ямадаева и ходатайствуют за него перед генсоветом партии, а группа инициативных граждан обратилась к Алханову с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на пост президента республики.
Обоих можно отнести к лицам, за которыми стоят силовики. И в обоих случаях, похоже, при ставке на двух генералов – бывшего «бригадного» (масхадовского) и нынешнего милицейского – речь идет о варианте «второго Кадырова». Но длительная пауза, которую в данной ситуации взял Кремль, говорит о том, что проект «Кадыров-2» не слишком устраивает федеральный Центр. Во-первых, модель кадыровской власти не соответствует объявленному Кремлем этапу «модернизации Чечни», то есть периоду «мирного восстановления республики». Во-вторых, клан Кадырова, потеряв Ахмада-Хаджи, потерял и определенный уровень влияния, восполнить который не способна даже напористость Кадырова-младшего. И если проект «Кадыров-1» был трагедией, то проект «Кадыров-2» неминуемо вырождается в фарс.
Именно поэтому в кремлевской администрации сегодня усиленно ищут новые варианты. По данным источников «НГ», идет активный, по пока, похоже, безуспешный поиск фигуры, которая показала бы, что Кремль заинтересован не в продолжении войны, а в восстановлении Чечни. Ни Алханов, ни Ямадаев, ни часто упоминаемые среди кандидатов советник президента России по вопросам Северного Кавказа Асламбек Аслаханов (в прошлом генерал МВД) или же бывший мэр Грозного Бислан Гантамиров такими фигурами быть не могут. Естественно, не может претендовать на поддержку федерального Центра в этом вопросе и.о. президента и глава кабинета министров Чечни Сергей Абрамов, который не имеет в республике крепких позиций. Не случайно премьер-министр республики уже заявил, что не собирается баллотироваться в президенты, так как «есть более достойные кандидаты».
Неопределенность позиции Москвы уже вызвала серьезную обеспокоенность кадыровского клана, который, судя по всему, делает ставку на Алу Алханова. В четверг на стадионе «Динамо», где 9 мая в результате теракта погиб президент Ахмад Кадыров, был проведен «общенациональный митинг». Выступающие на нем приняли резолюцию, в которой содержалась просьба «к команде Кадырова сохранить единство и выдвинуть на предстоящих выборах президента Чечни единого кандидата». Поначалу в СМИ просочилась информация, что это будет митинг в поддержку нынешнего главы МВД Чечни. И не случайно накануне правительственные чиновники получили указание обеспечить явку на мероприятие журналистов, а также представителей районов республики.
Но в результате до обсуждения персоналий на митинге не дошло. Выступающие просто просили руководство и правоохранительные органы обеспечить безопасность людей. То есть митингующие видели главным защитником своих прав милицию.