Владельцы личных хозяйств не питают особых надежд на помощь чиновников.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
Жительница поселка Краснооктябрьский ("Волжский-24") Волгоградской области Галина Ковалюк может в любой момент стать бомжем. Уже два месяца она каждое утро просыпается с мыслью о том, что, вероятно, это был последний ночлег под родной крышей. "Вдруг именно сегодня приедут и велят выселяться? Куда я пойду? Кому мы нужны?" Еще 1 октября Галина должна была погасить кредит, взятый под залог дома у волжского "авторитета".
Галина Ковалюк - одна из сотен волгоградских фермеров-овощеводов, оказавшихся этой осенью на грани полного разорения. Только в Краснооктябрьском таких фермеров, "без образования юридического лица" работающих на землях бывшего совхоза "Среднеахтубинский" в Лебяжьей Поляне, насчитывается свыше 100 семей. Все они потеряли более 50% урожая - помидоров, перца, капусты, баклажанов. Галина Николаевна вместе с братом Валерием Вьюшиным работает на земле пятый год.
Томаты - "фирменный" продукт Галины и Валерия. Из 12 га земли, принадлежащих им, девять занимают как раз "синьоры-помидоры", остальные три - перец, баклажаны, капуста. В 2002 году они собрали 400 тонн "золотых яблок". А в нынешнем только 70. Более половины плодов остались на поле. Либо не успели дозреть, либо померзли. А начались неудачи еще весной.
- Весна оказалась поздней, задержалась почти на месяц. На поле нельзя было попасть даже на тракторе - грязь непролазная. А тут еще с семенами обманули в оптовом магазине, подсунули поздние сорта. Не вызреть им было ни за что, - вспоминает Галина Николаевна.
Настоящим бедствием стали дожди. Полез сорняк. Несмотря на то что в поле работали 18 человек - близкие и дальние родственники, рабочих рук не хватало. В июле кредит казался последней надеждой спасти ситуацию.
- Обычно мы за сезон делали две прополки, а в этом году пришлось делать шесть. Нанимали односельчан, 20 человек по 250 рублей денщина. Денег не хватало, - говорит Галина Николаевна. - В предыдущие годы фермеры, как правило, занимались взаимным кредитованием: одалживали на сезон по 20-40 тысяч рубей у родственников, соседей, которые тоже занимались овощеводством, понимали проблемы и доверяли друг другу. Но, видно, год этот был проклятый, все сидели без денег, у всех поле стояло. В банках кредит не давали. На все просьбы и обещания говорили: у вас зона рискованного земледелия и вообще мы с сельским хозяйством не связываемся.
В отделе по работе с предпринимателями местной администрации в ответ на просьбу помочь с получением кредита только посмеялись. Помыкавшись еще немного, Галина и Валерий решились на последний шаг - обратились к бандитам.
"Авторитет" из города Волжский проникся ситуацией. Фермеры в середине июля получили 80 тыс. руб. под 20% и залог родительского дома. Обычно они собирали урожай полностью в конце сентября и к началу октября оказывались платежеспособны. Но ранние заморозки похоронили остатки надежды исправить ситуацию. И не только у них одних. Сосед Галины характеризует свое положение просто: "Я остался без штанов". Один из фермеров из поселка Рехинка занял у того же "авторитета" еще более крупную сумму. А отдать не смог. Недавно повесился.
Впрочем, пока Галина не ощущает серьезного прессинга. Хотя и звонят каждый день, напоминая о долге, грубостей или хамства не допускают. В залоге у волжского "крестного отца" осталась домовая книга на родительский дом. Галина Николаевна ничего против не имеет, хотя по этой причине не может поменять паспорт. Но выселение с каждым днем становится все ближе.
Волгоградским крестьянам никогда не жилось легко. В 90-е годы развал машинно-тракторного парка, социальной сферы, сельской культуры поставили на русской деревне, на крестьянском труде крест. Местные жители помнят, как в конце 90-х село через настоящую "пирамиду" ГСМ попало под полную власть нефтяных монополий, с помощью организованных криминальных банд выбивавших долги из разоренных АО и фермерских хозяйств. Ситуация обострилась настолько, что, например, в Ольховском районе в 1998 году руководители аграрных хозяйств написали коллективное заявление в ГУВД и ФСБ с просьбой обеспечить им физическую защиту и оградить от бандитского беспредела. Криминальная революция 90-х в деревне происходила при полном попустительстве областной и районных властей, а нередко и милиции.
Парадокс, но сегодня "общаки" организованной преступности становятся зачастую последней надеждой для земледельцев, лишенных государственной и банковской поддержки.
Справедливости ради нужно сказать, что далеко не везде местные власти махнули на фермеров рукой. В Ленинском районе по инициативе администрации созданы и вполне успешно работают ТНВ (Товарищество на вере) и сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Фермер", занимающиеся кредитованием под проценты фермерских овощеводческих хозяйств. Заместитель главы райадминистрации по сельскому хозяйству Валерий Сабин утверждает, что у фермеров района проблем с кредитами нет и угрозы попасть под влияние организованной преступности не существует.
Наученная горьким опытом Галина Ковалюк уверена, что сегодня создание надежной системы кредитования овощеводческой отрасли сельского хозяйства - задача государственной важности. В этом не только залог успешной работы фермерских хозяйств, но и условие выживания тысяч людей, занятых работой на земле.
Последние недели осени Галина и Валерий проводили, как всегда, в поле. Пахали, готовились к будущей весне. Они пока не знают, где смогут достать деньги, чтобы выкупить родительский дом. Пытаются занимать у друзей и знакомых. Но уверены, что со своей земли никуда не уйдут и ни на что не променяют крестьянский труд.
Волгоград