Главный агитатор в Чечне – автомат Калашникова.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера Верховный суд Чечни рассмотрел жалобу кандидата в президенты Чечни Шамиля Бураева на своего соперника - главу республики республики Ахмада Кадырова. Ахмад-Хаджи обвинялся в нарушении закона о выборах, а именно в показе по ЦТ его встречи с президентом России.
Суд, впрочем, отказался признать этот факт использованием административного ресурса. Но это был не единственный пункт обвинения.
"В районах республики созданы вооруженные формирования Кадырова, - пояснил Бураев свои действия корреспонденту "НГ", - которые не входят ни в одну официальную силовую структуру и нигде на государственном обеспечении не состоят. Их материальное снабжение осуществляется за счет предприятий районов. И они имеют оружие, технические средства, одеты в камуфляжную форму. Их основная цель - демонстрация силы Кадырова и оказание давления на население в период выборной кампании".
Вовсю, утверждает Бураев, используется и такой административный рычаг, как выездные заседания правительства: "Правительство выполняет две функции. Официально оно вроде бы занимается штатными проблемами, а неофициально министры и их заместители разъезжают по республике и агитируют за Кадырова. Этим занимается и заместитель главы правительства Муса Дошукаев. При этом он прикрывается неправомочным решением регионального отделения СПС, которое он возглавляет. Мол, "Союз правых сил" стоит за Ахмад-Хаджи. Хотя всем известно, что только высший политсовет СПС имеет право решать, поддерживать ту или иную кандидатуру, а политсовет Кадырова не поддержал. При этом Дошукаев угрожает освободить глав районов и ведомств от занимаемых должностей. Подобную агитацию ведет в республике и "Единая Россия". Правда, по мнению Бураева, даже агитаторы партии власти против Кадырова, "но они боятся это сказать". Эти обвинения суд тоже счел несостоятельными.
Впрочем, в судебную перспективу своего иска Бураев и не верил. При этом он заявил: "Вне всякого сомнения, больше 5% голосов Кадыров не получит. А итог - это уже другой вопрос. Поэтому я и обращаюсь к президенту, чтобы он взял это под личный контроль, стал гарантом Конституции. В 2000 году на встрече Путина с главами районов я говорил ему, что федеральный Центр все время предает Чечню. Так было в 1991 году, в 1994 году, в 1996 году, когда Саламбек Хаджиев, который возглавлял правительство национального возрождения, практически и привел к согласию население республики, а Москва неожиданно назначила Доку Завгаева, который все перечеркнул. Тогда Путин сказал мне, что даст возможность республике выбрать того человека, которого она сочтет нужным выбрать. В этом году он повторил эти слова. Вот мы и обращаемся к президенту, чтобы он дал нам такую возможность".
Судебный иск Бураева - уже второй в нынешней избирательной кампании. Ранее решением Верховного суда Чечни был снят с регистрации кандидат в президенты республики предприниматель Малик Сайдуллаев. В понедельник штаб Сайдуллаева направил в Верховный суд РФ кассационную жалобу на это решение.
Вчера же число претендентов на пост президента Чечни сократилось до семи человек. От участия в выборах отказался заместитель военного коменданта Чечни Саид-Селим Цуев, уведомивший об этом избирком республики.