"Теперь дорога к президентству, о котором бессменно, днями и ночами мечтал Кадыров, ему очищена" - так прокомментировал "НГ" предвыборную ситуацию в Чечне депутат Госдумы Асламбек Аслаханов, до конца прошлой недели один из главных соперников действующего президента республики. Коснулся в интервью "НГ" Аслаханов и скандального снятия с дистанции предпринимателя Малика Сайдуллаева. Аслаханов сомневается, что "люди Сайдуллаева столь непрофессионально подготовлены, чтобы совершить такие ошибки". "Сайдуллаев, зная, что идет против Кадырова, - полагает депутат, - должен был предусмотреть и такой вариант, как внесение денежного залога. Было бы удивительно, если бы основные противники столь сильного кандидата, как Сайдуллаев, не воспользовались его оплошностью. А Кадыров просто полностью использовал свой административный ресурс". Кстати, отвечая на вопрос "НГ" о своем новом назначении, Аслаханов заметил, что "указа я не видел и никто мне из Кремля больше не звонил".
Действительно, на финишную прямую Ахмад Кадыров вышел практически без конкурентов. После того как с дистанции с помощью Кремля и Верховного суда Чечни соответственно сошли два главных его конкурента Аслаханов и Сайдуллаев, стало ясно, что выборы окончательно превратились в фарс. Остальные кандидаты слишком слабы и не обладают ни административным, ни финансовым ресурсом, а их электоральный потенциал близок к нулю.
То есть приходится сделать вывод, что операция "зачистка", проведенная с особым цинизмом, привела к успеху.
Аслаханов, похоже, просто вовремя "соскочил" с подножки уходящего поезда: если бы он не принял предложение, от которого нельзя отказаться, он был бы снят с дистанции тем же судом: в одной из справок при регистрации он вроде бы неправильно указал свои доходы. Малик Сайдуллаев стал жертвой разногласий в избирательном законодательстве Чечни и России. Дело все в том, что в чеченском законе говорится о том, что в подписных листах можно сокращать сведения об избирателях, "не препятствующие толкованию", в федеральном же законодательстве такой нормы нет. По словам руководителя предвыборного штаба бизнесмена Магомеда Арсунукаева, "прокурор настоял, что должен действовать федеральный закон", не принимая во внимание никаких доводов обвиняемой стороны. Впрочем, нет сомнений, что, не будь этих нарушений, непременно появился бы другой повод.
"Если речь идет о том, что чеченский закон о выборах не соответствует требованиям федерального законодательства, - заявила "НГ" член комиссии по правам человека при президенте РФ Светлана Ганнушкина, - то нужно не Сайдуллаева снимать, а признавать выборы незаконными. Мне очень жаль, что мнение Кремля о том, что Кадыров должен победить в результате борьбы сменилось на иную точку зрения: "Пусть побеждает, но без соперников". При этом, на мой взгляд - а я только на днях вернулась из Чечни, - Сайдуллаев не имел шансов на победу, так как у Кадырова в Чечне "все схвачено". Главы администраций районов возглавляют его избирательные штабы, его гвардейцы блокировали и закрывали штабы основных конкурентов, он создал "министерство правды" во главе со своим соратником Таусом Джабраиловым. Но Сайдуллаев в отличие от многих соперников хотя бы готов был стать президентом Чечни".
"Действительно, приоритет имеет федеральное законодательство, - пояснил "НГ" юрист, член ЦИК РФ с правом совещательного голоса Вадим Прохоров. - Другой вопрос, что, к сожалению, у нас судебные решения часто имеют политический характер. Если бы те же сокращения допустил иной кандидат, возможно, подобного снятия не произошло бы. В Чечне фактически имеет место чрезвычайная ситуация, у меня вообще большие сомнения в возможности проведения свободных и демократичных выборов".
Что любопытно, так это оперативность. К примеру, когда питерский городской суд рассматривал аналогичную жалобу кандидата Виктора Ефимова против кандидата Марковой, десять неправильных подписей суд обсуждал три часа. Более десяти тысяч подписей в подписных листах, сданных Сайдуллаевым, Верховный суд Чечни умудрился рассмотреть буквально за пару часов. В итоге у Кадырова осталось только семь соперников, причем столь слабых, что ни одного из них не включали в проводившиеся в Чечне ранее социологические опросы, посвященные выборам.
Более того, в пятницу Кадыров "расправился" и с главным своим виртуальным соперником - президентом Ичкерии Асланом Масхадовым. Неожиданно объявившийся в Москве и.о. председателя парламента Ичкерии Иса Темиров заявил, что "парламент республики Ичкерия объявил импичмент президенту Масхадову и отстранил его от должности". Причем постановление парламента было принято еще 5 сентября. "Мы пришли к выводу, - заявил Темиров, - что сегодня для стабилизации обстановки в республике есть только одно решение - отстранить Масхадова от занимаемой должности". Помощник президента России Сергей Ястржембский уже назвал это решение "политической сенсацией". Ахмад Кадыров тоже не скрывал радости: "Это запоздалое, но необходимое решение". Это тем более странная радость, что ни Масхадов, ни парламент Ичкерии давно уже не считаются Москвой сколько-нибудь легитимными.
Сразу же после того, как непопулярный в Чечне Кадыров был освобожден от конкурентов, он встретился с главой государства в Сочи. И стало ясно, что Кремль сделал ставку на бывшего муфтия. Правда, Владимир Путин не решился пожелать ему успехов на выборах, но тут желать-то нечего: выборы в Чечне превратились в спектакль одного актера. Да и в любом случае после неожиданной "отставки" Аслаханова и Сайдуллаева эта встреча выглядела как благословение на "княжение". Правда, в условиях виртуальной конкуренции и результаты будут столь же виртуальны. Нет никаких сомнений, что победа Кадырова не принесет многострадальной республике мира и покоя.
У Кадырова в Чечне слишком много противников. И они будут бороться с ним всеми возможными методами. При отсутствии массовой поддержки населения и легитимности эта борьба, без сомнения, будет вестись и непарламентскими, как говорится, методами. Не случайно глава МВД РФ Борис Грызлов уже заявил, что "есть информация, что есть конкретные планы по проведению террористических акций" в Чечне в период выборов. Впрочем, министр уверен, что порядок на выборах будет обеспечен, как это было во время референдума. Правда, Борис Грызлов не упомянул, что референдум больше напоминал затишье перед боем: именно после 23 марта были взрывы в Знаменском и Моздоке, а бандформирования вновь стали насчитывать чуть ли не сотни человек.
Кстати, в Грозном усиленными темпами возводится концертный зал на 500 мест, который предполагается закончить к инаугурации президента Чечни. И, похоже, уже известно, кто будет этим человеком.
Кроме Кадырова, за пост президента Чечни борются бывший вице-премьер в правительстве Масхадова Хусейн Бийбулатов, бывший федеральный инспектор ЮФО Абдулла Бугаев, бывший глава Ачхой-Мартановского района Шамил Бураев, сотрудник пресс-службы главы Чечни Николай Пайзулаев, заместитель гендиректора "Грознефтегаза" Кудус Садуев, преподаватель Грозненского университета Авхат Ханчукаев и заместитель военного коменданта Грозного Саид-Селим Цуев.