В первое воскресенье сентября жители Новгородской области в очередной раз будут избирать губернатора. Если учесть, что основными соперниками действующего губернатора Михаила Прусака являются московский националист, находящийся под следствием по делу о мошенничестве бизнесмен средней руки и "сокол Жириновского", прославившийся открытием первого в Великом Новгороде биотуалета, победа Михаила Михайловича видится неизбежной.
Михаил Прусак руководит областью с 1991 года, но это у него будет благодаря странностям отечественного законодательства только первый срок. Если учесть, что на это раз он пятилетний, после победы на следующих выборах получится, что губернатор будет "рулить" регионом до 2013 года. Согласитесь, 22 года у власти - такое и Леониду Ильичу не снилось.
Впрочем, в подобных счастливых условиях, как известно, Михаил Прусак не один. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов если и уступит Прусаку в политическом долголетии, то лишь по той причине, что пришел к власти в регионе только в 1993 году. Аналогичный же расклад (плюс или минус несколько лет) у томского губернатора Виктора Кресса, самарца Константина Титова, ярославца Анатолия Лисицына и т.д. Как известно, 69 глав регионов получили возможность баллотироваться на второй, а то и на третий срок. Многие из них поставлены к руководящему "станку" еще Борисом Ельциным.
Получается, что президент страны может быть у власти только 8 лет, а губернаторы переваливают за полтора-два десятка. Правда, сами они утверждают, что, "пока народ доверяет, нужно идти на выборы". Беда в том, что выбора особого у народа и нет. Губернаторы и президенты в своих вотчинах за два срока успевают так "зачистить" поле от конкурентов, что выборы становятся пустой формальностью. Тот же Михаил Прусак в 1999 году набрал почти 92% голосов, то есть немногим не дотянул до уровня Туркменбаши. И неудивительно: в прошлый раз ему противостояли студент-недоучка, председатель полуразвалившегося военного совхоза и мелкий чиновник городской мэрии. Сейчас, как мы видим, мало что изменилось. На выборах в Омской области действующему губернатору Леониду Полежаеву также не нашлось серьезных соперников. Его главный оппонент, кандидат КПРФ Леонид Маевский, может сойти с дистанции якобы из-за недостоверности сведений о своей недвижимости на Черноморском побережье Кавказа.
Большинству глав регионов победа гарантирована. Если, конечно же, Кремль не пришлет "варяга", снабдив последнего соответствующим административным ресурсом.
Конечно, многие губернаторы и рады бы вырваться на орбиту политики уровнем повыше. Но в Москве их никто не ждет. За все эти годы только семь глав регионов "ходили" в правительство и, как правило, безуспешно. Борис Немцов, сумевший стать лидером СПС, и Юрий Шафраник, довольно длительное время возглавлявший Министерство топлива и энергетики, скорее исключения, это правило подтверждающие. О судьбе Владимира Яковлева говорить пока рано, но, учитывая его "расстрельную" должность, на особые перспективы ему рассчитывать не приходится. Получается, в Москве своя элита, а в провинции - своя. И живут они в параллельных и непересекающихся мирах.
В советское время, как известно, любому партийному чиновнику нельзя было шагнуть наверх, не пройдя обкомовскую ступеньку. И не мог стать, к примеру, министром обороны генерал, не прошедший военный округ. В наше время и не то возможно. Печальный опыт Павла Грачева, имеющего за спиной фактически только опыт командования дивизией, это показал со всей убедительностью. А ведь, по отзывам сослуживцев, Грачев был отличным комдивом. А губернаторы, понимая, что "наверху" им ничего не светит, предпочитают ловить синицу на просторах своих регионов.
В итоге, если элита и обновляется, то только за счет генеральского корпуса и средней руки силовиков. В "брежние" времена это называлось застоем.