Малик Сайдуллаев, баллотирующийся на пост президента Чечни, объявил о создании "антикадыровской коалиции". По словам известного предпринимателя, возможны два пути развития событий. Если основные конкуренты нынешнего главы республики, к которым относят самого Сайдуллаева, бизнесмена Хусейна Джабраилова, профессора Руслана Хасбулатова, министра информации Чечни Беслана Гантамирова, а также депутата Госдумы Асламбека Аслаханова, посчитают, что "на этих выборах честным путем невозможно выиграть", они сделают совместное заявление и будут считать эти выборы недействительными. Если же они все-таки останутся в избирательном процессе, то после первого тура эти кандидаты поддержат любого, кто набрал больше всех голосов, кроме Ахмада Кадырова.
Правда, Хасбулатов, Аслаханов и Гантамиров еще не уведомили избирком республики о намерениях участвовать в нынешней кампании, а в штабе Джабраилова ни о каких переговорах с Сайдуллаевым не знают. Асламбек Аслаханов, в свою очередь, подтвердил "НГ", что основные претенденты могут снять свои кандидатуры: "Очень много нареканий, угроз сборщикам подписей, заявлений о том, что если кто будет против нынешнего исполняющего обязанности, тому не поздоровится и так далее. Если будут выкручивать руки и продолжится театр одного актера, другого выхода не будет, как отказаться от участия. Чтобы весь мир знал, что это нечестные выборы". "Что касается антикадыровской коалиции, - заявил Асламбек Ахмедович, - то не нужны коалиции против кого-то. Если мы создадим антикадыровскую коалицию, а он коалицию против кого-то из нас, то слишком далеко зайдем. Сегодня я отправляю обращение в избирком Чечни, в котором хочу напомнить кандидатам, что по нашим традициям оскорбление и клевета в адрес человека не прощаются годами".
Сайдуллаев, как известно, уже заявил о том, что административный ресурс работает только на Кадырова: "На его стороне председатель правительства, Госсовет, телевидение". В избиркоме Чечни нарушения отрицают. "Выборы будут демократическими, прозрачными", - утверждает председатель республиканского избиркома Абдул-Керим Арсаханов. Подтвердить это должны приглашенные на выборы в республику представители ОБСЕ, Совета Европы и исполкома СНГ. Впрочем, наблюдатели, как правило, присутствуют только в день голосования, а то, что происходит до этого, остается вне их внимания.
Что касается второго тура, то, по мнению спецпредставителя президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хакима Султыгова, он неизбежен: "Чтобы победить в первом туре, необходимо набрать более половины голосов, а сделать это будет трудно, учитывая, что сильных кандидатов много". Кстати, на днях г-н Султыгов передал Владимиру Путину свой доклад о положении дел в Чечне. Его полное содержание пока что неизвестно, хотя Султыгов еще месяц назад обещал представить этот объемистый документ прессе. Хотя и без доклада многое ясно: предвыборная кампания в Чечне проходит в обстановке непрекращающихся терактов и боестолкновений.
За минувшую неделю в ходе спецопераций уничтожены 30 боевиков. Велики и потери федеральных сил. Сбит один вертолет, обстреляна военная автоколонна в Ингушетии (шесть человек погибли, семеро ранены). Продолжаются убийства и похищения людей. В Улус-Керте вчера бандиты убили сына главы местной администрации, в Грозном на днях похищен сотрудник Гостелерадио Чечни. Взорван фугас на трассе Моздок-Кизляр, ранен сапер. И это, разумеется, не полный список. Причем, по оценкам штаба ОГВ, напавшая на колонну в Ингушетии банда насчитывала 30-50 боевиков, хотя те же военные недавно утверждали, что крупные бандформирования полностью разгромлены.
На этом фоне вызывает интерес заявление госдепа США о признании чеченского полевого командира Шамиля Басаева особо опасным террористом. Впрочем, еще в феврале Басаев был включен Вашингтоном в подобный же "черный список", а в марте комитет ООН по санкциям сделал аналогичный ход в отношении "Батальона шахидов Риядус Салихин", которым командует тот же Басаев. Однако, признав Басаева террористом, Соединенные Штаты не сделали того же в отношении экс-президента Чечни Аслана Масхадова.