Под развалинами моздокского госпиталя в очередной раз похоронены надежды на мир в Чечне.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера, на третий день после теракта в Моздоке, глава Чечни Ахмад Кадыров заявил, что принял окончательное решение баллотироваться на пост президента республики. О своем решении он объявил на собрании с участием нескольких сот религиозных деятелей Чечни и мусульманских лидеров соседних регионов Северного Кавказа. По словам Ахмад-Хаджи, он считает себя "обязанным перед Всевышним и народом завершить начатый процесс возрождения Чечни, искоренить причины, породившие кризис, уносящий жизни мирных граждан". Кадыров, судя по всему, убежден, что ситуация в республике достаточно стабильна, чтобы проводить выборы. Между тем факты говорят об ином.
Надо заметить, что теракту в Моздоке предшествовали крупные боестолкновения в ряде городов и районов Чечни. Сначала боевики вошли в родное село Басаева Дышне-Ведено. В ходе боя восемь боевиков были убиты, есть потери и у чеченского спецназа. Четверо боевиков были уничтожены возле Самашек, шесть возле села Автуры, девять в Аргуне. Накануне в результате ракетно-бомбового удара авиации (кстати, взлетающей с моздокского аэродрома) уничтожено 15 боевиков южнее населенного пункта Улус-Керт. То есть было ясно, что, потеряв в этих боях немало "штыков", боевики будут пытаться перенести боевые действия в другие районы Северного Кавказа. Да и участившие боевые столкновения в Ингушетии говорили именно об этом.
Складывается впечатление, что до начала замирения республике так же далеко, как год назад. Все использованные средства политического урегулирования - даже те, что получили одобрение западных лидеров: принятие чеченской Конституции, широкая амнистия, передача управления контртеррористической операцией от ФСБ к МВД - эффекта по-прежнему не приносят. Более того, каждый шаг, сделанный центральными властями в направлении мира, ведет лишь к эскалации конфликта. Взрывы гремели сразу после референдума, сразу после объявления амнистии. А последняя трагедия произошла как раз после получения МВД "ключей от республики". Симптоматично, что в день теракта представитель президента по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов заявил о необходимости продлить сроки амнистии. Подтверждая тем самым, что ожидаемых результатов этот акт не дал.
И снова во весь рост встает вопрос: нужны ли вообще в подобной ситуации выборы? "В такой форме, - заявила "НГ" член комиссии по правам человека при президенте России Светлана Ганнушкина, - в выборах нет никакого смысла. Там идет столь мощная агитация за Кадырова, что результат предрешен. Я не понимаю, почему Кремль делает ставку на этого человека. Его охрана превратилась в опричнину, "гвардейцев" Кадырова в Чечне боятся больше, чем военных. И если о преступлениях военных в республике говорят громко, то о беспределе кадыровцев - вполголоса. Людям страшно, они боятся войны всех против всех. И этот страх связан с именем Кадырова".
Схожее мнение у депутата от Чечни Асламбека Аслаханова. Правда, он полагает, что выборы нужны, но в более поздние сроки: "Не дело, когда детям любимчиков "Единой России" преподносят такие подарки. 5 октября у сына Кадырова Рамзана день рождения, вот папа ему и сделал подарок. К сожалению, в Кремле слушают только Кадырова и его ближайшее окружение. В итоге мы имеем то, что имеем, и, к сожалению, можно ждать продолжения терактов, потому что проблема не решается. Нужно вести мирные переговоры с той стороной, убеждать людей, что сопротивление не нужно, что нужно вернуться к мирной жизни. Проблема в том, что неясно, с кем вести переговоры. Весь Запад полагает, что их нужно вести с Масхадовым, а федеральный Центр ведет переговоры с кем угодно, с любыми одиозными полевыми командирами, но не с Масхадовым. И так будет до тех пор, пока первую скрипку будет играть "партия войны".
Тем не менее центральные власти и администрация Ахмада Кадырова по-прежнему убеждены в необходимости скорейших выборов и в том, что они пройдут успешно. В недавнем интервью интернет-изданию "Правда.РУ" Кадыров снова уверенно заявил, что "дальше выборы откладывать нельзя", "люди на них настроены" и соответственно это должно нормализовать ситуацию в республике. Увы, пока о нормализации в Чечне говорить не приходится. На днях в республике уже произошла стычка между охранниками кандидата в президенты республики Малика Сайдуллаева и неизвестными в камуфляжной форме. По утверждению пресс-службы бизнесмена, это были люди Ахмада Кадырова, недовольные участием московского предпринимателя в выборах. До перестрелки дело не дошло только чудом. В тот же день один из охранников Сайдуллаева попал в больницу, избитый неизвестными, а в Грозном была расстреляна "Газель", на которой висел предвыборный плакат Сайдуллаева.
Тем временем объявил о своем участии в борьбе за кресло президента Чечни Руслан Хасбулатов. Еще год назад, агитируя за интернационализацию чеченского вопроса, Руслан Имранович предсказывал теракты по всей России. К сожалению, эти мрачные прогнозы сбываются. "Норд-Ост". Тушино. Моздок.