Михаил Прусак как губернатор служит президенту, но называться 'человеком свиты' не согласен.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Михаил Михайлович, у вас были крайне сложные отношения с Виктором Черкесовым, но с Валентиной Матвиенко вы отлично поладили. Не боитесь, что с победой Матвиенко на губернаторских выборах и уходом ее из полредства у вас опять возникнут сложности?
- Валентина Ивановна и ее первый зам Андрей Черненко навели порядок в этой структуре. Это управление приобрело человеческое лицо. Тебя тут воспринимают не как "ничто", а как человека. Ведь речь не идет об отношениях губернатора и представителя президента. Речь идет о необходимости решать огромное количество повседневных вопросов: кадровых, материальных, технических и финансовых. Сейчас все это решается, а президент, хорошо знающий ситуацию на Северо-Западе, все держит под контролем. Последний Госсовет показал, что есть и уважение к губернаторам. Я думаю, старые правила больше не вернутся.
- Вы всегда критически относились к институту постпредств...
- Как временный институт для наведения порядка в законодательстве, для ряда узких задач, может быть, эта структура и нужна. Кириенко, к примеру, сам не раз говорил, что это временный институт. Я думаю, что он отомрет. Просто нужно уважительное отношение Центра к регионам, а самая главная связка - это министр в правительстве, губернатор на месте и президент во главе страны, как это делается во всем мире. Когда тебе доверяют и ты чувствуешь, что тут не только контрольно-воспитательной работой занимаются, но и помогают.
- В свое время Черкесов первым заговорил об укрупнении регионов, его сменщица высказалась на этот счет более осторожно. И все-таки, как говорится, "процесс пошел"...
- Очень мудрые люди в 1944 году создали маленькие субъекты, чтобы лучше восстанавливать народное хозяйство. Сейчас у нас в экономике такой же непочатый край работы. Пусть компактные субъекты борются за привлечение инвестиций, а когда-нибудь можно будет и заняться укрупнением. Но опять же нужны изменения в Конституции, должен быть федеральный закон, которого еще нет, нужен референдум, чтобы спросить мнение людей. А не так, чтобы сели в кабинете и "нарезали" новые субъекты.
Да, когда-нибудь мы коснемся этого вопроса, потому что нам досталось административно-территориальное деление от старой системы, возникает много вопросов. Но, с другой стороны, а как быть с республиками? У нас в стране 46 экономических укладов жизни, восемь геополитических пространств, разные культурные особенности... Так просто все это резать не получится. Будет реакция отторжения от Центра, может начаться распад государства. Я не знаю, кто сейчас забрасывает эти идеи, но я согласен с Валентиной Матвиенко, что это преждевременный процесс.
- Как я понимаю, вы один из немногих губернаторов, так и не вступивших в "Единую Россию". Как вы относитесь к этой партии, которую как-то назвали "братской могилой"?
- Я ко всем партиям отношусь положительно. Если у партии есть рейтинг, значит, люди ее поддерживают. Но в "Единую Россию" вступать не собираюсь.
- В то же время вы "пробили" назначение региональным лидером "единороссов" в Новгородской области своего человека Анатолия Бойцева. Говорят, в обмен на поддержку вами "Единой России" на декабрьских выборах.
- Нет, это не так. Когда-то Беспалов мне говорил, чтобы я не касался "Единой России", и все знают, что я в области в этот процесс не вмешиваюсь. Что касается Бойцева, то тут все правильно: на место Беспалова пришел Грызлов, а на место бывшего регионального лидера Зеленова пришел Бойцев. У него есть авторитет, он председатель областной Думы, так что Грызлов правильно решил. Они сейчас по многим территориям так "разруливают".
- А как вы относитесь к тому, что партии возглавляют чиновники категории "А"? В Госдуме даже хотят это законодательно запретить.
- Это абсолютно ничего не даст. Пустые усилия. Все равно же министры будут лоббировать "Единую Россию". Какая разница, будут они во главе партии или будут стоять рядом, ее поддерживая? Так мы хоть легально будем знать, кто за кого.
- Проблема межбюджетных отношений по-прежнему остро строит для Новгородчины? Вы не раз резко высказывались по этому поводу...
- Конечно, неправильно, что все полномочия и деньги в последнее время сосредотачиваются в Москве. Как могут развиваться территории без денег и полномочий? На энтузиазме? Или же ждать подачек из Москвы, не проявляя инициативы в зарабатывании денег? Наше государство уже 500 лет так развивается: все собирается в Москве, а потом в виде жалованных грамот или подачек в виде субсидий и трансфертов идет на места. Беда в том, что нет гражданского общества. На западе оно выросло из экономической вольницы и свободы земель, а у нас "утверждено" Конституцией. Все ищем национальную идею. А она в создании гражданского общества. Иначе страна станет аморфным объединением и распадется. Что, опять будем политбюро собирать, чтобы оно все по стране распределяло?
- Раз уж мы заговорили о бюджете, львиную долю которого в регионе составляют платежи химкомбината "Акрон", который работает на сырье ОАО "Апатит". В свое время вы писали письмо Путину с просьбой проверить законность продажи госпакета акций этой компании...
- Мне бы не хотелось комментировать всю эту ситуацию. Тогда мы решали вопрос цен за поставляемое сырье. Мы эту проблему сняли. К нынешнему делу, которым занимается Генпрокуратура, мое письмо президенту никак не относится.
- Только три губернатора удостоились чести поехать с президентом в Англию, и вы в том числе. Значит ли это, что вас теперь можно назвать "человеком свиты"?
- Я до сих пор нахожусь под впечатлением этого визита: ничего подобного я никогда не видел даже по телевизору. Но я никогда в свиту не входил и не собираюсь входить. Да, я служу президенту, но не за право быть в свите, а по долгу своему, как человек. И не стыжусь этого.
- В последнее время все чаще говорят о правительстве парламентского большинства. Как вы к этому относитесь?
- Мы раньше избирали "хороших людей", теперь нужно избрать в Думу таких, которые знают, что такое Бюджетный кодекс, как формируется бюджет и как писать законы, чтобы не принимали закон о местном управлении, против которого вся страна. Подумайте только - на этот закон из регионов пришли тысячи поправок. Все стонут! Должны быть люди, которые имеют реальный жизненный опыт. Если такие люди будут формировать кабинет министров, то все министры, прежде чем попасть в свои кресла, имели бы опыт реального управления или субъектом Федерации, или конкретной отраслью в субъекте. Тогда и можно говорить о правительстве парламентского большинства.
А то возьмите последний закон об автостраховании. Он правильный, давно был нужен, но не по таким же расценкам машины страховать! У нас в деревне, к примеру, новгородец когда-то купил автомобиль, подержанный "ГАЗ-51", дрова возить раз в сто лет. А сейчас с него такую мзду требуют, что ему проще взорвать этот автомобиль. И все страховые фирмы уже выстроились московские. А чтобы получить страховку, столько нужно справок собрать, что простому смертному это не по силам. Вносят законопроект люди, которые глубинки не видели, и голосуют за него люди, которые столь же далеки от реальной жизни.
- Вы как раз такой человек, который и бюджетные отношения знает, и в глубинке не раз бывал. Вы себя видите на посту премьер-министра?
- Никогда. Я не боюсь ответственности, но я себя нигде не вижу, кроме Новгородской области. У меня тут еще много задач. Мой пост не "дешевле" какого-либо московского кресла. Я тут себя чувствую нормально, никуда не стремлюсь. Вы же видите, даже "усох" в последнее время, нигде не выступаю, никуда не стремлюсь.