Выборы президента Чечни будут финансироваться из федерального бюджета и обойдутся в 57,1 млн. руб. Сама же избирательная кампания развивается крайне вяло. Она стартовала неделю назад, но за это время местный избирком уведомил о намерении бороться за пост главы республики только один человек. Это представитель чеченской диаспоры Астрахани Саид-Хамзат Гайрбеков. Исполняющий полномочия президента Ахмад Кадыров пока свою кандидатуру не выдвинул, ссылаясь на необходимость "проконсультироваться со своими соратниками".
Свежую струю в избирательный процесс попыталась было внести председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова, заявив, что в выборах мог бы принять участие экс-президент Чечни Аслан Масхадов. Правда, Кремль устами помощника президента Сергея Ястржембского тут же дал понять, что это всего лишь личное мнение Памфиловой: "Масхадов не может рассчитывать на амнистию, поскольку некоторые статьи Уголовного кодекса, по которым он обвиняется, не подпадают под амнистию. Следовательно, он не может принимать участия в выборах". Хотя подобный ход был бы идеальным шагом для федерального Центра и самого Кадырова: в случае его победы (а ресурсы Ахмад-Хаджи и Масхадова несопоставимы) экс-президент Чечни утратил бы остатки легитимности и право говорить от имени чеченского народа. Но в Москве опасаются даже минимального риска.
Кстати, Элла Памфилова высказала сомнения в том, что к выборам все обитатели палаточных городков в Ингушетии вернутся на родину: "Это просто невозможно". Похоже, Ахмад Кадыров просто обманул президента России, которого он на днях заверил в полной готовности зданий для переселенцев и, более того, в готовности беженцев вернуться. Дело в том, что желающих вернуться в воюющую республику не слишком много. А те, кто решился на подобный шаг, делают это под жестким давлением властей. Представители чеченских беженцев в Ингушетии уже жаловались спикеру парламента республики Руслану Плиеву на то, что их необоснованно исключают из базы данных Миграционной службы. О давлении на беженцев говорит и глава Международной Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Она намекнула и на причину этого давления: "Можно предположить, что дело в том, что деньги, которые выделяются на содержание беженцев, в этом случае попадут в руки администрации Кадырова".