Чеченская нефть является гланым предметом торга между Москвой и Грозным.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)
Глава Чечни Ахмад Кадыров 23 июня в Грозном признал, что именно он является автором проекта договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и республикой, который был опубликован в местных СМИ в субботу. Данный документ предоставляет республике полномочия, невозможные в федеративном государстве. Мало того, что в преамбуле договора говорится о суверенитете Чечни, пусть и с оговоркой "в составе России", документ еще и предоставляет право республике полностью распоряжаться своими недрами (читай - нефтью) и фактически заниматься международными отношениями.
По словам Кадырова, проект договора "не догма", но изменения в нем, если и будут сделаны, то не Москвой, а самими чеченцами. Это заявление, а также тот факт, что до сих пор Кремль никак не отреагировал на публикацию проекта, говорит или о том, что документ был согласован с федеральным Центром, или же о том, что Москва дала Ахмад-Хаджи карт-бланш и не желает вмешиваться в ситуацию. Однако, по данным "НГ", в Кремле даже не догадывались об инициативе исполняющего обязанности президента Чечни.
Между тем в Москве существует рабочая группа, которой президент поручил разработать проект соответствующего договора. Как не раз заявлялось, она должна предоставить Владимиру Путину предложения по проекту к 1 октября нынешнего года. А Кадыров заявляет, что договор может быть заключен уже до конца сентября. Любопытно и то, что глава ЦИК РФ Александр Вешняков говорит о необходимости совместить выборы президента Чечни с думскими выборами в декабре, а Кадыров настаивает на проведении выборов уже в октябре.
Складывается впечатление, что глава Чечни перестал обращать внимание не только на позицию федерального Центра, но и на прямые указания президента России. Впрочем, представитель Чечни в Совете Федерации Ахмар Завгаев полагает, что ничего страшного не произошло, "никаких политических требований в итоге не будет, речь идет только об экономических возможностях". Кстати, косвенно сенатор признал, что Москва не была осведомлена о данном проекте договора: "Мы и Конституцию так "прорабатывали" - сперва в республике, а после обсуждения, консультаций и экспертиз согласовали итоговый вариант с Москвой". Что касается экономики, то, как заявил "НГ" Ахмар Гапурович, тут есть что учесть:
- У нас в горных районах по две сотки земли на душу населения. О какой продаже земли там может идти речь? Что касается нефти, то нужно учесть ее высокую себестоимость и большие расходы на восстановление объектов. Многие скептики видят только реализационную часть стоимости, сумму выручки, а о расходах забывают. Нужно восстанавливать строительную индустрию, но мы не можем этого делать по старым технологиям, значит, нужно импортное оборудование, нужны какие-то целевые таможенные льготы. В горных районах, к примеру, где нет промышленности, нужно малый бизнес на пять-десять лет освободить от местных налогов...
Надо полагать, проект договора и разрабатывался чеченской стороной как предмет политического торга. Понятно, что он будет одобрен чеченской общественностью. А в обмен на политические преференции - действительно, нужно ли Кадырову заниматься внешней политикой? - Кремль предоставит Чечне полную экономическую свободу и право самостоятельно распоряжаться главным богатством республики - нефтью.
Похоже, опередив Кремль в подготовке данного документа, Ахмад-Хаджи лишил Москву козырей для торга. Кремль же в очередной раз стал заложником своей стратегической ставки на Кадырова и дальнейшую "чеченизацию" конфликта в мятежной республике. Пока эта стратегия особых плодов не приносит: теракты в Чечне не прекратились. Зато слабоволием Кремля идеально воспользовался Ахмад Кадыров. Себе он уже выбил невиданные кадровые, силовые и финансовые полномочия. Теперь добивается столь же невиданных полномочий для республики. Впрочем, это означает, что опять-таки для себя.