Вопреки ожиданиям властей после принятия Госдумой в первом чтении амнистии чеченским боевикам ситуация в республике только обострилась. За амнистию депутаты проголосовали в среду, а в четверг в Веденском районе была подорвана, а затем обстреляна колонна военной комендатуры. Семь человек погибли. В пятницу еще семь военнослужащих были убиты при сходных обстоятельствах. То есть только за два дня "выполнена недельная норма" потерь. В Ножай-Юртовском районе в ночь на субботу боевики сожгли здание поселковой администрации и разгромили ларьки чеченцев, которые, по их мнению, лояльны федеральным властям.
Очевидно, что активизация действий боевиков связана как раз с амнистией. "Главари бандформирований, - полагает председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, - будут запугивать и принимать самые жесткие меры к тем, кто рассчитывает на амнистию". В этой связи, сообщил депутат, "силовикам уже дано соответствующее поручение подготовить комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности амнистированных".
Правда, что это за меры, совершенно непонятно. На сегодняшний день защитить амнистированных от мести может только их служба в охране главы администрации республики Ахмада Кадырова или же поступление в ряды местной милиции. Да и то не всегда: на днях в окрестностях села Верхний Наур были найдены изрезанные тела пятерых чеченцев, только что перешедших на службу в личную гвардию Кадырова. Впрочем, сути дела это не меняет: боевики, перешедшие на сторону властей, опять получают оружие, но уже не для борьбы с федералами, а для обеспечения собственной безопасности.
По словам Ахмада Кадырова, уже имеется первый список "претендентов" на амнистию, он передан сотрудникам УФСБ по Чечне. В списке 104 фамилии, они проверяются на причастность к тяжким преступлениям. Кадыров, заметим, по-прежнему утверждает, что "эти люди могут служить в милиции, если за них поручатся представители духовенства, старшины и главы сельских администраций".
Против такой практики резко высказался бывший председатель Госсовета Чечни Малик Сайдуллаев. По его мнению, "в органах должны работать сотрудники, получившие соответствующее образование и подготовку". Амнистированных же, полагает бизнесмен, нужно обеспечить работой. Как это сделать, г-н Сайдуллаев не сообщил. Но, как известно, с рабочими местами в республике большая проблема. Даже в такой отрасли, например, как нефтегазовая. По последним данным Счетной палаты РФ, в прошлом году доходы от добытой на территории Чечни нефти составили 7 млрд. руб., но лишь 150 млн. из них были перечислены на восстановление социальной сферы и нефтегазового комплекса.
Особых иллюзий в отношении стабилизации ситуации в Чечне, похоже, нет и у российского министра обороны Сергея Иванова. Говоря в Вашингтоне о последних терактах в Знаменском и Илисхан-Юрте, в которых пострадали в основном местные жители, министр заметил, что "пока у людей нет иных занятий, будут продолжаться подрывы, теракты, будут готовиться и находиться смертники". Ему вторит секретарь Совбеза Чечни Рудник Дудаев: "Каждого, кто будет амнистирован, необходимо немедленно обеспечить работой".
То есть все понимают, что "пар может уйти в гудок". Но, прежде чем объявить амнистию, о создании рабочих мест в Чечне (если исключить милицию и охрану Кадырова) никто не позаботился. Какой-либо программы реабилитации и трудоустройства людей, привыкших воевать, а подчас и умеющих-то только воевать, тоже не существует.
Оптимисты полагают, что под амнистию попадут до тысячи чеченцев. Пессимисты говорят о 300-400 боевиках. Но вполне возможно, что сдавших оружие будет гораздо меньше. Не говоря уже о том, что, по данным Рудника Дудаева, в республике находятся от 300 до 350 иностранных наемников. Эти оружие не сдадут никогда.