Когда в 1997 году Борис Немцов, будучи первым вице-премьером, начал пересаживать чиновников на "Волги", новгородский губернатор Михаил Прусак в сердцах бросил: "Была бы у меня в гараже иномарка, назло бы пересел на нее!" Мечта Михаила Михайловича сбылась только два года назад, когда химкомбинат "Акрон" купил губернатору "Ауди-6". Это всего лишь вторая иномарка в автопарке администрации области, еще одна старенькая "Ауди" находится в распоряжении одного из чиновников средней руки. Правда, почти год, будучи лидером Демпартии, Прусак ездил на партийном джипе "Лендровер". Да и сегодня его часто можно увидеть за рулем этой машины: очевидно, Михаил Михайлович еще не вернул все долги партии, так и не ставшей для него родной.
Надо заметить, что одной служебной машины Прусаку вполне хватает, хотя по штату ему положены два авто (и соответственно два водителя). Да и чиновников своих губернатор не балует. За последние два года машины - "уазики" - приобретались только для глав сельских администраций. Коллеги Михаила Михайловича, увы, в подобной скромности (или экономии) пока не замечены.
Василий Стародубцев, придя в тульский "Белый дом", сменил доставшийся ему от предшественника джип на аналогичную машину "Тойота-Лендкрузер", но абсолютно новенькую. Тогда окружение губернатора объясняло необходимость покупки тем, что прежняя машина настолько износилась, что уже не в состоянии возить областного главу по бескрайним просторам губернии. Потом, правда, оказалось, что старая "Тойота" еще очень даже ничего и может верой и правдой служить в департаменте АПК, разъезжая по полям и весям губернии. Избравшись на второй срок, Василий Александрович решил пересесть с японского чуда техники на немецкое. Теперь Стародубцева возит новенький "Мерседес-300" с массой приятных сердцу ездока "наворотов" (одних только подушек безопасности 8). Кстати, приезжая в родной колхоз им. Ленина, Василий Александрович сам садится за руль - водитель он прекрасный. Хотя его личный "ГАЗ-24", которому уже два десятка лет, облюбовали для поездок внуки.
Поначалу предпочитал "Мерседес", правда "шестисотый", и губернатор Калининградской области Владимир Егоров. Но представители концерна "БМВ", узнав об этом, высказали по этому поводу свое "фэ" владельцу калининградского автосборочного предприятия "Автотор" (где собираются эти машины) вице-президенту российского Союза промышленников и предпринимателей Владимиру Щербакову. Вот тогда-то губернатору и была подарена "БМВ" седьмой модели стоимостью 110 тыс. долл.
У самарского губернатора Константина Титова тоже машина "БМВ" и тоже, по сути, подаренная. "БМВ-745" передан ему немецкой фирмой на время испытаний (тест-драйв). А свою "старую" машину этой же марки Титов передал своему единственному заму - вице-губернатору Виктору Казакову. Впрочем, у Титова есть и внедорожник "Тойота-Лендкрузер", хотя пользуется он им редко: только во время поездок в отдаленные районы. Не обижает губернатор и подчиненных: они пересажены с отечественных "Волг" на "Ауди-6" и "Ауди-8". У Константина Алексеевича две личные автомашины - "ГАЗ-3111" и внедорожник "Шеви-Нива" (кстати, это первая машина, сошедшая с конвейера совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" в сентябре прошлого года). Было в личном пользовании самарского губернатора и такое транспортное средство, как жеребец Бурбон-2, подаренный как-то президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Но лошадка давно передана Титовым в детско-юношескую спортивную школу.
Кстати, лошадка по кличке Харизма имеется в личной собственности и у пермского губернатора Юрия Трутнева. Правда, в особой любви к скачкам он замечен не был. И даже ипподром не посещает. А вот мэр Перми Аркадий Каменев является настоящим фанатом лошадей. Принадлежащий ему рысак Неаполь неоднократно брал призы на городских скачках. И с Новым годом мэр предпочитает поздравлять горожан, сидя верхом на лошади. Зато Трутнев славится быстрой ездой, но только когда сам находится за рулем и вне пределов города. Кроме того, он заядлый автогонщик, неоднократный участник и призер многих авторалли регионального и всероссийского уровня. Благо, что в личном пользовании у него джип "Субару" и автомобиль "Мицубиси" спортивного класса. К иномаркам Трутнев прикипел еще до того, как стал мэром, а потом и губернатором. Теперь у него служебный "Ауди-6". Такая же модель есть в московском представительстве области. Гостям предлагается кататься на "Тойоте" или "Ниссане", если ранг гостя достаточно высок, или же на "Волге", благо, что их на автобазе администрации порядка 90 штук.
Вообще большинство региональных начальников используют одну и ту же схему: для поездок по городу у них машины представительского класса, а для командировок в отдаленные районы своих вотчин предпочитают импортные джипы. У смоленского губернатора Виктора Маслова, к примеру, "Мерседес-600" и джип "Тойота-Лендкрузер". А в первых числах мая губернатор, имеющий немалый опыт вождения, освоил трактор "Кировец", вспахав в одном из сельских хозяйств целую борозду. Кстати, без сопровождения охраны - телохранитель, вскочивший было на подножку трактора, долго выдержать скачки "железного коня" не смог.
Выездное "Ауди" и "рабочий" "Лендкрузер" имеются и у томского губернатора Виктора Кресса. А вот у его коллеги из Иркутска Бориса Говорина в служебном гараже сразу пять таких джипов. Плюс "Тойота-Камри". Три месяца назад служебная машина губернатора попала в аварию. За рулем находился один из сотрудников аппарата губернатора. Это ДТП стоило карьеры и чиновнику, и журналисту телекомпании "АИСТ" Юлии Язовской, посмевшей рассказать в эфире об этом событии.
В гараже администрации Свердловской области до 1994 года иномарок не было. Потом экс-глава администрации Алексей Страхов приобрел две "Вольво", на второй ездил председатель правительства области. После прихода к власти Эдуарда Росселя появились и "Мерседесы". Эдуард Эргартович любит покрасоваться за рулем иномарки. На прошлых выборах даже самолично, как водитель, проверял качество дороги в аэропорт. Впрочем, видели губернатора и за рулем снегохода, и за штурвалом боевого истребителя. И даже верхом на лошади: Россель и Шаймиев как-то обменялись породистыми скакунами. Видимо, для укрепления политического союза.
Александр Хлопонин, губернаторствующий в Красноярском крае, ездит по краевому центру на "шестисотом" "Мерседесе", его всегда сопровождает джип "Лексус". В личное время губернатор предпочитает кататься на личном мотоцикле BMW, но, естественно, не по городу. Совместно с несколькими чиновниками из своего ближайшего окружения он даже создал что-то вроде мотоциклетного клуба, члены которого периодически совершают совместные выезды за город. Например, первый заместитель Хлопонина Лев Кузнецов ездит на личном "Харлее Дэвидсоне". Интересно, что личного автомобиля, если верить декларации о доходах, у Хлопонина нет.
Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын вот уже несколько лет предпочитает "Тойоту-Камри". Темно-зеленые машины этой марки есть и у его замов, а также у мэров Ярославля и Ростова. В этом году Лисицын появился на новенькой серебристой "Тойоте-Камри" стоимостью около 36 тыс. долл. Раньше, кстати, губернатор ездил на "Мерседесе", но, когда на московской трассе его машину изрядно помяли "Жигули", отказался от этой модели. За рулем Лисицына не замечали. Свои старенькие "Жигули" он продал своему помощнику-спичрайтеру. Правда, иномарка есть у супруги губернатора, большой любительницы скоростной езды (ее дважды штрафовали за превышение скорости).
Самый большой автопарк служебных иномарок, похоже, у псковского губернатора Евгения Михайлова. Недавно глава администрации одного из самых бедных российских регионов пересел на новенький "БМВ", приобретенный за 99 тыс. евро. А для чиновников области администрация на днях приобрела дюжину "Фольксвагенов-Пассат" немецкой сборки. Статья бюджета "капитальное строительство" потеряла на этом порядка 15 млн. руб. Причем иномарка досталась даже главе охраны губернатора. Правильно, на "Волге" разве догонишь губернаторский "БМВ". А чтобы успокоить население, областная газета опубликовала большую статью, посвященную вопросам безопасности, надежности и экономичности "Фольксвагена", а также тому, насколько эта марка автомобиля лучше доморощенной "Волги".
В конце апреля управляющий делами президента Владимир Кожин заявил о сокращении модельного ряда служебных автомобилей. Главным поставщиком машин для чиновников должен стать завод германского концерна "БМВ", расположенный в Калининграде. На втором месте идет ГАЗ, а третью строчку пьедестала занимает завод "Форд" в Ленинградской области. Руководство субъектов Федерации вполне может воспринять это как руководство к действию.