Подтопленные дома, залитые улицы городов и поселков, вышедшие из русла бушующие реки - обычный российский весенний пейзаж. Черноземье - не исключение. Этой весной "большая вода" пришла в Курск, затопив более 40 улиц и нарушив обычный ритм города: под угрозой оказались объекты жизнеобеспечения областного центра.
Виновники бед - реки Тускарь, Сейм и Кур (летом речушка, давшая название городу, - всего лишь пересыхающий ручеек) - превратились в бурные потоки, затопив низинные районы города. Как рассказал корреспонденту "НГ" начальник курского управления ГО и ЧС Александр Новицкий, причиной наводнения стало стечение обстоятельств: "Декабрь был холодным и малоснежным, и земля промерзла более чем на метр. А потом выпало много снега, и теперь, когда он сходит с полей, земля не впитывает всю влагу".
Многоканальная жизнь
Жители прилегающей к центру Курска Стрелецкой слободы начинают день с замера воды во дворах и палисадниках (уровень поднимается в среднем на 25 сантиметров в сутки), а передвигаются по затопленным улицам не иначе как в резиновых штанах, болотных сапогах или сплавляются на лодках. Для сообщения с сушей местные спасатели организовали переправы. На одной из них несколько недель паромщиками служат 49-летний Анатолий и 34-летний Сергей - в обычной жизни водители грузовиков отделения МЧС. Они соглашаются быть нашими проводниками по каналам черноземной Венеции.
Задевая днищем за асфальт, хлипкая лодка отчаливает от берега. "Держитесь крепче, сейчас течение понесет: здесь дорога расширяется, - предупреждает Анатолий, работающий веслом, словно заправский гондольер, и машет рукой на расстилающуюся впереди водную гладь. - Вон красная тряпка висит: там канава - водоворот и буруны, а дальше белый флажок - так это колонка водопроводная. На нее бы не налететь".
Из-за поворота неожиданно выплывает большая свежевыкрашенная лодка. "А ну сворачивай, мой фарватер! - командует Анатолий сидящему в ней на веслах. - Вишь, частные такси обнаглели. Свои лодки тут наперечет, вот они и подзарабатывают. Причем знают, кого возить: кто победнее - к ним не садись..."
Робинзон со стажем
Со стуком лодка спасателей причаливает у крыльца окруженного со всех сторон водой жилища. Но эвакуироваться хозяин "плавучего дома" 54-летний Валерий Токарев отказывается: "В прошлый потоп уехали, так даже без кастрюль и табуреток остались - все мародеры утащили". Все вещи в комнатах с пола подняты: навалены на кровати, сложены на прибитые к стенам дощатые стеллажи, на столы поставлены шкафы с набитыми в них тряпками - чтобы потом не разбухали. Со дня на день вода может прийти в дом: в подполе она подбирается все ближе к верху - до крышки остался десяток сантиметров.
А в затопленном дворе (глубина тут по пояс) до специально сооруженного настила для собак осталась пара сантиметров. "Они почувствовали приход воды за несколько дней, - Валерий Александрович треплет тревожно поскуливающего огромного дворнягу Лорда, - так выли как сумасшедшие, никуда меня не пускали. Кошки тоже бесились. А больше я никого не держу. Вон у соседей птицы и свиньи: так кур приходится на чердак закидывать, поросята в комнатах живут, а гуси сами на огородах плавают. Нет, живности тут не место. Я нутрий одно время разводил - не уберег, так в клетках и утопли. В общем, гадкое местечко..."
Черный мох толщиной в несколько пальцев вместо обоев, вздувшиеся буграми полы, сырость, комары и кваканье до конца лета по дому лягушек - все это, по словам хозяина дома-острова, ждет его, когда вода наконец уйдет. На вопрос о возмещении убытков Валерий Токарев лишь горько усмехается: в прошлое наводнение власти отремонтировали ему поврежденный телевизор, который даже мародеры не взяли.
Ария московского гостя
Тем временем на другом конце слободы, у Большой переправы, у местного магазина начинается своеобразный стихийный митинг местных жителей. В толпе - пожилые женщины, несколько стариков и возвращающиеся из школы ученики. На переобувающихся из изящных сапожек на каблучках в резиновые сапоги старшеклассниц безмятежно взирают призванные "обеспечивать на переправе порядок" сотрудники 5-го отдела милиции. "Как на этих лодках дырявых и недосмоленных плавать?! - возмущается председатель уличкома (уличного комитета. - "НГ") близлежащих улиц Людмила Бочарова. - Нам на 30 домов выдали две лодки, да и те худые и без цепей - хоть всю ночь сиди их сторожи. А где шлюпки их да катера? Показуха одна!" Оказывается, пластиковые шлюпки и моторные катера появились на водных просторах Стрелецкой слободы лишь в день приезда председателя Совета Федерации Сергея Миронова, а по окончании визита московского гостя с ним и исчезли. "И флаги у нас тут развевались, и на моторках катались - красота! - наперебой рассказывают корреспонденту "НГ" слободцы. - А теперь в этих лодках худых не знаешь, доплывешь ли до дома, да семь потов сойдет, пока догребешь, воду вычерпывая".
Как говорит Александр Новицкий, "катера предусмотрены на случай экстренной эвакуации населения. В общежитиях и школах города мы готовы разместить порядка 6 тысяч человек, но пока заявок на отселение от жителей не поступало: мародеров боятся. А на моторках развозим продукты в самые низинные дома - хлеб и питьевую воду".
Курск-Москва
Курские водители переквалифицировались в гондольеров. | Уж и не чаяла до дома добраться... |
Без пары сапог на улицах Курска делать нечего. | Романтическое путешествие: два раза в сутки на работу и с работы. |
По мокрому пути за сухим пайком. | Весна превратила Лазурную улицу в Лазурные берега. |
Такой большой "большой воды" она еще не видела... | Скоро прилив. Почтальон спешит на работу. |