Ежегодно в январе-феврале в Дагестане падают цены на автомобили. Желающие совершить паломничество к святым местам в Королевство Саудовскую Аравию продают своих "железных коней" и снова обзаводятся ими только по возвращении. Цены стабилизируются до следующего года. За этим явлением стоят хваткие предприниматели, использующие святую обязанность мусульманина - совершение хаджа в Мекку и Медину - для собственного обогащения. За плечами у каждого из них с десяток и более "хаджей". Вся изюминка в том, что в период религиозного путешествия перевозимые правоверными через госграницу России и транзитные страны грузы не облагаются таможенной пошлиной или иными сборами. Поэтому наступления времени паломничества на Востоке ждут с не меньшим волнением, чем сезонных распродаж на Западе.
Коран разрешает мусульманам заниматься торговлей в пути следования, если у них не хватает средств для путешествия. Этим обстоятельством и объясняется либеральное отношение пограничников, таможни и налоговых служб к грузам паломников. Однако одно дело - торговля "для поддержки штанов", другое - коммерческая деятельность широкого размаха, которая наносит немалый ущерб стране.
Каждый пятый - невозвращенец
Для нескольких десятков паломников такие страны, как Ирак и Сирия, стали перевалочной базой, где до более благоприятного времени, как правило, до следующего, так называемого Малого хаджа - Умры (хадж совершается дважды в год: Большой - в феврале, Малый - по усмотрению самого паломника в удобное ему время года), концентрируется товар для переправки в Россию или другие страны. Только один не облагаемый пошлиной "КамАЗ" с импортным кафелем из Саудовской Аравии приносит собственнику более 100 тыс. долл.
Любопытно и другое: в прошлом году более полутора тысяч человек - каждый пятый российский паломник - не вернулись из хаджа. Невзирая на просроченные визы, нарушая законодательство стран пребывания и местные обычаи, "паломники" путешествуют на груженых "КамАЗах" из одной страны в другую, не забывая и о России. На пропускном пункте "Арар", что на границе с Саудовской Аравией, иракские пограничники задержали сопровождаемый дагестанцами контрабандный груз с тремя тоннами меда, несколькими тысячами бараньих шкур и другим товаром.
Путешественники торгуют всем, что имеет спрос, - от ширпотреба до бензина. Особой популярностью в арабских странах еще недавно пользовались "советские" велосипеды, но теперь, когда и в этой сфере наша промышленность перешла на сложные западные модели, к двухколесным охладели. Из арабских стран несколько лет назад везли отечественные, усовершенствованные "под экспорт" легковые автомобили: даже после растаможки они обходились дешевле, чем при покупке на тольяттинском автозаводе. Говорят, что не имеющие спроса "урус машины" арабам отдавали по бартеру за поставленную продукцию. Особо предприимчивые путешественники не гнушались торговать на малой родине "святой водой", набранной из источника "Зам-Зам" в Саудовской Аравии. Верящим в чудодейственность целебного источника благодетели продавали живительную влагу по каплям.
Масштабы коммерческой деятельности говорят сами за себя. Ежегодно паломничество в Мекку совершают до 10 тысяч, в лучшие годы было и 20 тысяч россиян. Более 80% из них - дагестанцы. Количество паломников могло быть и больше, но вот уже два года, как власти Саудовской Аравии лишили российских мусульман ранее предоставленных им льгот. К ним не применялся обязательный для всех остальных стран квотный принцип определения количества паломников - "один паломник на тысячу правоверных". Кроме того, разрешалось ездить наземным, в том числе и грузовым, транспортом, без предоплаты и обязательного размещения в гостинице. К тому же паломничество уже не финансируется, как раньше, отделом по хаджу правительства Саудовской Аравии, благотворительными исламскими фондами или спонсорами, коих еще несколько лет назад было не счесть.
Как отмечают наблюдатели в Махачкале, льготы и помощь дагестанцам были предоставлены в целях ускоренного возрождения в России ислама после десятилетий атеизма. Однако перемена настроений в Саудовской Аравии объясняется также резкими выступлениями духовенства Дагестана против сепаратистов в Чечне, организацией сопротивления бандам Басаева, вторгшимся в Дагестан, активизации с лета 1999 года деятельности ФСБ республики, которая закрыла почти все исламские благотворительные организации. Их обвиняли в ведении подрывной деятельности в регионе. Вместе с тем, к сожалению, отчасти охлаждение отношения Мекки объясняется и неподобающим поведением самих паломников в святых местах и странах транзита.
Что сказал консул?
На недавней встрече муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаева с консулом Саудовской Аравии в Москве дипломат вновь напомнил, что "со стороны паломников все еще немало случаев совершения хаджа женщинами без махрама (близкого родственника), случаев недостойного поведения некоторых женщин, реализации запрещенных товаров, вплоть до оружия. Некоторые паломники из Дагестана приезжают на груженых "КамАЗах", и из-за этого страдают другие паломники".
Под "недостойным поведением некоторых женщин" имелась в виду начавшаяся в последние годы практика вывоза в святые места из России представительниц древнейшей профессии. По данным Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), ежегодно в святых местах оказываются около 60 "гурий", которые следуют, как правило, наземным транспортом. Часть из них предпочитает оставаться "в гостях" у богатого араба. Бороться с таким промыслом нелегко. Единственное, что смогло предпринять ДУМД, - запретить выезд в Мекку женщинам до 35 лет без сопровождения брата, мужа или отца. Однако никто не может гарантировать, что в постбальзаковском возрасте "недостойных женщин" не бывает.
С самого начала паломничества ДУМД с переменным успехом борется с выездами в Мекку на грузовом транспорте. Не имея достаточных средств, паломники отправляются в дальний путь на "КамАЗах", застланных матрацами. Власти Саудовской Аравии опасаются, что это может привести к распространению различных заболеваний, так как маршрут паломников проходит через природные очаги холеры и чумы, расположенные в Иране, Ираке и Турции. Многие паломники сознательно выбирают наземный способ, так как это экономит средства, позволяет перевезти товар для реализации, а также вернуться домой с необходимыми покупками.
Случаи, когда дагестанцы штурмом брали пункты пропуска на границе с Саудовской Аравией, в последнее время не повторяются, но зато регулярно происходят массовые драки с полицией, конфискующей у "челночников" товар. Ежегодно в пересыльных тюрьмах стран транзита и города Джидды (Саудовская Аравия) появляются более сотни паломников для их дальнейшей депортации из страны.
Кому невыгодно - сам виноват
Несколько лет назад дагестанские таможенники как-то попытались досмотреть "тургрузы" чеченских паломников, возвращавшихся на родину. Путешественники были настроены крайне агрессивно. Когда таможенники все же приступили было к досмотру, паломники - женщины, дети, старики - по команде выстроились в колонну и с возгласами "Аллах акбар" демонстративно вышли из зоны таможенного контроля. За ними вслед неспешно тронулись их автобусы и грузовики, груженные товаром. Вся правоохранительная система вместе с пограничниками на несколько минут превратилась в безучастных зрителей.
Сегодня дела решаются по старинке: ты мне - я тебе. От сложившейся ситуации страдает только престиж государства и его карман. Остальные не жалуются. Паломники получают свое. Таможенников рублем не обижают. Транзитные страны заинтересованы в том, чтобы как можно больше путешественников следовали наземным транспортом, оформляли в их консульствах необходимые визы и экспортировали их продукцию в соседние страны. От количества паломников зависят и доходы ДУМД. Оно и организатор хаджа, и посредник при оформлении виз.
С начала перестройки хадж совершили около 200 тысяч россиян, из которых 170 тысяч - дагестанцы. Каждое путешествие обходится в 1500-2000 долл. США, не считая расходов, которые предстоит сделать паломникам в Саудовской Аравии и в пути следования. "Святая обязанность мусульманина" обходится стране в десятки миллионов долларов каждый год. Либеральное российское законодательство позволяет беспрепятственно исполнять обязанность мусульманина, чего не скажешь о многих, даже арабских странах. Учитывая большие расходы, которые приходится нести стране, Сирия, например, разрешила совершать своим гражданам паломничество только после достижения 60 лет.
Что же касается ущерба от контрабанды, отвлечения от работы консульских служб России за рубежом, вынужденных реагировать на безудержную и поистине не знающую границ предприимчивость соотечественников, то об этом можно только догадываться. Подобные подсчеты не велись. Только за всей этой суетой со спекуляциями на религиозных чувствах жаль, что не стало видно большинства богобоязненных верующих, мечтающих хоть раз в жизни увидеть гору Арафат, Мекку или Медину. Святые места, которые их предприимчивые земляки круглый год наблюдают из окон своих "КамАЗов", груженных бараньими шкурами.
Дагестан