В зале иркутского филиала Театра юных зрителей, где проходила конференция, собрались представители более 40 национально-культурных центров. Ожидали появления тофоларов и эвенков, но из-за большого расстояния и начавшегося охотничьего сезона они не смогли приехать.
В Иркутской области кроме титульных народов, к которым относятся буряты, эвенки и тофы, проживают еще представители более 120 национальностей. Пожалуй, трудно найти в России такое место, где бы на протяжении многих десятилетий, а то и столетий делили хлеб выходцы практически из всех уголков бывшей царской, а затем и советской империи. Даже после ее развала мало кто поспешил на историческую родину. Наоборот, отдельные диаспоры, в частности азербайджанская и чеченская, весьма существенно увеличились, и счет идет на десятки тысяч человек.
Такой интернационал, безусловно, требует к себе внимания, тем более что аналитики фиксируют рост национального самосознания. Не случайно за последние годы в области количество зарегистрированных в государственных органах национально-культурных объединений выросло с 19 до 43. Свои центры имеют белорусы и поляки, татары и чуваши, азербайджанцы и армяне, литовцы и украинцы, евреи и китайцы. В местах их компактного проживания открываются этнографические музеи, создаются воскресные школы, художественные самодеятельные коллективы. С 1993 г. в областном бюджете впервые появилась отдельная строка - национальная политика. Правда, финансовое наполнение этой статьи оставляет желать лучшего, хотя оно из года в год увеличивается. На поддержку каждого из национально-культурных центров, как сообщил председатель комитета по связям с общественностью и национальным отношениям обладминистрации Александр Васильев, в среднем приходится около 12 тыс. руб. в год. Этих средств едва хватает, чтобы свести концы с концами. В будущем году, например, на все центры выделяется чуть более 600 тыс. руб. В нынешнем из запланированных на национальную политику двух миллионов рублей пока получена лишь половина.
Именно о недостатке средств говорили на конференции ее делегаты. У многих, как выяснилось, "планов громадье", а вот денег, что называется, кот наплакал. На почве дефицита уже начинает тлеть огонек недовольства. Представители отдельных диаспор говорят о несправедливости распределения денег. Кто-то уже подсчитал, что, например, бурятским культурным центрам, татарско-башкирскому, белорусскому и польскому выделено средств почти в два раза больше запланированного. Председателю комитета Александру Васильеву неоднократно пришлось объяснять, что большая материальная поддержка оказывается тем обществам, которые проявляют активность в своей деятельности. И с таким принципом можно согласиться. Из более чем сорока национальных центров на слуху не более десятка.
В Иркутской области, как отметил вице-спикер Законодательного собрания Геннадий Истомин, нет программы развития межнациональных отношений, не выработана сама национальная политика: "Бога нужно благодарить, что у нас нет никаких национальных конфликтов, не считая криминальных разборок преступных этнических групп". По его мнению и мнению других выступающих, экстремисты пытаются использовать межэтнические отношения в своих целях, а национально-культурные центры превратить в своеобразную "крышу". Кроме того, не всегда удается избежать внутренних противоречий в национальных общинах между старожилами и новичками. Если первые уже укоренились и вросли в многонациональное сибирское общество, то вторые демонстрируют иной стиль поведения, вызывая неприязнь у сибиряков.
Не устраивает диаспоры и информационная политика. На областном радио и телевидении, сетовали делегаты, практически не слышно национальных песен, нет специальных передач. В областном центре, пожалуй, только белорусское товарищество имени Яна Черского выпускает свою газету "Маланка", да и то благодаря энергичности главы иркутских белорусов Олега Рудакова и помощи спонсоров. На страницы же областных газет национально-культурным центрам пробиться чрезвычайно сложно. В эпоху повальной коммерциализации редакторам выгоднее занять газетную площадь рекламой, нежели предоставить место для освещения проблем межэтнических отношений или этнических процессов.
Не в полной мере для гармоничного развития межэтнических отношений используются и возможности учреждений образования. Национальная политика государства, отметила сотрудник Института повышения квалификации работников образования Альбина Емельянова, должна начинаться со школы. Сотрудники института не так давно провели социологические исследования среди педагогов, родителей и учащихся, пытаясь выявить их отношение к проблеме этнического самосознания. Результаты исследования, как сообщила Альбина Емельянова, оказались вполне предсказуемыми. Более 90% бурят выразили неудовлетворенность знанием национальной культуры. Многие из учащихся вообще мало что знали о своей национальности.
Сегодня Прибайкалью удается достигать национального согласия, но это лишь одна сторона проблемы. Гораздо сложнее с созданием нормальных условий для развития каждого народа. Если крупные национальные общины еще могут какое-то время выживать за счет внутренних резервов, то такого запаса прочности нет у малочисленных титульных народов. На грани исчезновения, например, находятся тофы, численность которых не превышает и 400 человек. Ужасающая нищета и безнадега - вот их сегодняшний день. О будущем здесь говорить не любят, поскольку не видят никаких перспектив. В чуть более лучшем положении пребывают эвенки, но и у них оптимизма незаметно. Складывается впечатление, что власти такое существование аборигенов не смущает. На конференции, кстати, о бедах тофов и эвенков не говорили. Чуть ли не по-сталински: нет человека - нет проблемы.
Иркутск