Возвращение в Приморье губернатора Сергея Дарькина после заседания Совета безопасности ожидалось с особым интересом. Правда, этот интерес был связан не столько с обсуждением на Совбезе проблем Дальнего Востока, сколько с реакцией губернатора на главное политическое событие, случившееся во Владивостоке в его отсутствие - избрание членом Совета Федерации РФ от Законодательного собрания края председателя совета директоров Преображенской базы тралового флота Олега Кожемяко.
Дело в том, что до недавнего времени Олег Кожемяко считался одним из самых последовательных критиков экономической политики команды Дарькина, направленной на централизацию всех финансовых потоков в приморском Белом доме. По словам отдельных депутатов, накануне голосования 28 ноября на них оказывалось беспрецедентное давление с целью не допустить его избрания. До угроз физической расправы дело не доходило, но депутатам намекали на возможные проблемы в бизнесе - как у них самих, так и у их родственников. Есть информация, что даже в день голосования губернатор звонил с утра Олегу Кожемяко с просьбой снять свою кандидатуру.
До сих пор у исполнительной власти края не было повода поиграть административными мускулами перед депутатским корпусом, поскольку особого непонимания не возникало. Но неприятный для нее выбор в пользу Кожемяко показывает, что нынешний созыв Законодательного собрания может выкинуть любой фортель в пику губернатору. Это тем более неприятно накануне предвыборной эпопеи, которая должна начаться уже в будущем году.
Начинать кампанию с такой пятой колонной в тылу, как краевой парламент, в любой момент чревато мелкими поражениями, на которых будут набирать очки соперники. В связи с этими соображениями еще до приезда губернатора в кулуарах исполнительной власти края заговорили о возможной публичной экзекуции пары-тройки депутатов. Например, может выясниться, что такой предполагаемый "козел отпущения" в нарушение закона совмещает обязанности депутата и занятие бизнесом, или того хуже - вдруг обнаружится, что этот бизнес связан с нарушениями налогового законодательства. Благо, что кандидатов на публичную порку хоть пруд пруди.
Вполне вероятны и кадровые перестановки в команде Дарькина. Уже не в первый раз подтверждается мысль о том, что кроме самого губернатора вести с кем-либо равные переговоры в его команде никто не может. Отчасти виноват в этом сам Дарькин, который по старой перестраховочной бизнес-привычке только себе доверяет все права и обязанности. Правда, вряд ли кто-то из команды после ухода в отставку вице-губернатора Александра Линецкого решится указать губернатору на его просчеты.
Но наказанием команды дело не ограничится. Последуют нравоучения и в отношении "своих" депутатов. Как признавались корреспонденту "НГ" народные избранники, на их выбор повлияла не столько любовь к Кожемяко, сколько снобизм депутатов, изначально считавшихся "продарькинскими".
- Они вошли в парламент по-барски, при деньгах и связях, - объяснял свою позицию один такой депутат. - Но какая разница, сколько у тебя денег в кармане? Мы здесь все равны - у нас одинаковые значки и права.
Значки-то, может, и одинаковые, но вот в части прав не все так просто. Ведь несмотря на то, что за Олега Кожемяко проголосовали 21 депутат из 32 присутствовавших на заседании, корреспонденту "НГ" не удалось найти ни одного, кто признался бы в этом публично, - кроме самого Кожемяко, разумеется, и его партнера по бизнесу депутата Юрия Привалова. И это после того, как Кожемяко фактически пошел на попятную, заявив в эксклюзивном интервью уже в качестве сенатора корреспонденту "НГ", что готов к сотрудничеству с краевыми властями и не собирается участвовать в политических играх.
- Моя критика всегда носила конкретный характер и касалась определенных проблем, по которым у меня остается свое мнение, - ломая себя, пытался заочно нащупать дорожку к сердцу губернатора новоиспеченный сенатор. - Но есть и общие стратегические задачи, где наши позиции совпадают. Например, негативное отношение к рыбным аукционам или поддержка градообразующих предприятий, обновление флота, закон о рыбохозяйственной деятельности, который никак не могут принять с 1996 года. Я буду поддерживать шаги краевой администрации в этом направлении во избежание скандальной славы Приморья как конфликтного региона.
Громкого скандала избежать, наверное, удастся. Кожемяко достаточно прозорлив, чтобы понимать - ссориться в должности сенатора с кем-либо ему не с руки. Но возникшие с его избранием внутрикраевые разногласия определенно так просто не улягутся. 3 декабря, вернувшись в край, губернатор Дарькин отменил свою традиционную встречу с депутатами. Некоторые уже сочли этот жест прологом боевых действий.
Владивосток