Депутаты Законодательного собрания Красноярского края приступили к изучению проекта краевого бюджета, и сразу стало ясно, что без конфликтов здесь не обойдется, поскольку исполнительная власть заняла жесткую позицию.
Губернатор Александр Хлопонин подчеркивает, что бюджет, который составляет 36,8 млрд. руб., должен быть реальным, жестко сбалансированным по доходам и расходам. Основная максима документа - тратить столько, сколько удается зарабатывать. А все сверхплановые деньги, если таковые отыщутся, предстоит распределять сообразно перечню приоритетов, в котором выделяется необходимость реструктуризации кредиторской задолженности, составляющей, по разным оценкам, от 11 до 12 млрд. руб.
Наступательная позиция губернаторской команды в вопросах формирования идеологии бюджета подтверждается резкостью высказываний главы края по поводу ситуации последних лет в этой сфере. Бюджет нынешнего года он именует нереальным, его доходную базу - искусственной, а расходы - чрезмерными. Отсюда и тяжкое наследие предыдущей власти - рост внешнего долга и невыполнение обязательств власти перед населением. Более того, двухмиллиардный профицит 2000 года, на редкость удачного по конъюнктуре мировых цен на цветные металлы, по словам Хлопонина, в крае просто "профукали", "насоздавав массу нереальных социальных программ и не заложив под них реальную доходную базу".
Понятно, что подобная логика не вызовет энтузиазма у изрядной части депутатского корпуса, вынужденного при всех раскладах сил трепетно лелеять свой имидж народных заступников. Так что депутатское сопротивление "антинародной власти" по поводу финансирования социальной сферы явно неизбежно, тем более что Александр Хлопонин уже подчеркнуто вызвал огонь на себя, заявив, что в бюджет-2003 закладывается повышение уровня оплаты населением услуг ЖКХ до 90% вместо нынешних 40%.
Какой резонанс это вызовет среди жителей Красноярья, предсказать несложно. Правда, губернатор обещает, что разработанная программа субсидий не позволит пойти по миру квартиросъемщикам с дырявыми карманами. Но в любом случае обещания эти будут нуждаться в очень весомых доказательствах на грядущих сессиях ЗС. А пока Александр Хлопонин просто информирует оппонентов, что без повышения уровня оплаты услуг ЖКХ ни Минфин, ни Минэкономразвития с краем даже и разговаривать не будут.
В остальном же набор предлагаемых губернатором бюджетных инструментов выглядит достаточно традиционно. Усиление работы с федеральным бюджетом. Оптимизация расходной части бюджета краевого (смело предполагается, что едва ли не всякую и без того скудную расходную статью можно урезать еще на 15-20%). Создание нормативной базы для каждой территории края. Усиление контроля за целевым использованием средств.
В общем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы продлить список подобных мер и дальше. Вопрос в том, насколько вибрации депутатских душ совпадут с вибрациями души губернаторской. И не вышибет ли это потом душу из народонаселения, еще так недавно, но славно поработавшего электоратом.
Красноярск