Автомобиль для правящего класса - самая выразительная "визитная карточка". По машине, на которой ездит VIP-персона, можно определить и личные качества ее владельца. Элита Ярославской области, как и всюду в России, стремится ездить на дорогих качественных иномарках.
Самая "крутая" машина у генерального директора ОАО "Ярославский шинный завод" (ЯШЗ), лидера регионального отделения партии "Единая Россия" Николая Тонкова - черный бронированный "BMW" 750iL. На таком автомобиле разъезжал Джеймс Бонд, эту машину дарили Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, на ней ездит президент Германии Роман Херцог. В собственности Николая Тонкова несколько промышленных предприятий, газета и телекомпания, десятки мелких фирм. Сам он - давний соратник губернатора, президент футбольного клуба "Шинник" и председатель ярославской организации "Опора России".
Бизнесмен редко сам садится за руль, предпочитая ездить с водителями, к которым предъявляет очень жесткие требования. Рассказывают, например, что за опоздание на пять минут он их увольняет. Ярославская элита, смакуя, пересказывает байку о том, как водитель приехал встречать лидера "единороссов" в аэропорт, но встал не у того выхода. Когда бизнесмен оказался на улице и не нашел своей машины, он решил оставить шофера без работы, о чем тут же и сказал ему в лицо. Обиженный водитель бросил ключи и заявил: ну и езжай сам.
Путь Николая Тонкова в бизнесе был извилист. На заре развития капитализма он имел, некоторые сложности с местными правоохранительными органами и некоторое время провел под стражей. Скандал с приобретением контрольного пакета акций ЯШЗ компаниями, близкими к "СИБУРу", чуть не стоил Николаю Тонкову должности генерального директора предприятия. Нервная жизнь бизнесмена приучила его всерьез заботиться о собственной безопасности.
Несколько лет назад у Тонкова появился шикарный "Mercedes-S600", цена которого переваливала далеко за 100 тыс. долл. Говорят, что это была бронированная машина, специально заказанная Тонковым. В кортеже с "шестисотым" постоянно ездила охрана на джипе "Mercedes", в народе прозванном "табуреткой". Когда Николай Тонков приезжал на какие-нибудь массовые мероприятия, сначала из джипа выходила охрана и оцепляла территорию, только тогда из машины показывался сам генеральный директор ЯШЗ.
"BMW", на котором Тонков ездит теперь, - поистине качественный, надежный и безопасный автомобиль, снабженный всеми чудесами электроники и автоматики. Только настройка и регулировка микроклимата в салоне производится в шести направлениях, а половинки заднего дивана регулируются по высоте, углу наклона, длине подушки сиденья, по углу наклона спинки.
Бронированный вариант автомобиля является настоящим танком, ведь вес машины увеличивается почти на тонну. Пассажира берегут от пуль и осколков толстенные (шесть сантиметров) зеленоватые стекла, а броня корпуса может выдержать не только очередь из автомата Калашникова, но и стрельбу из снайперской винтовки Дегтярева и ручного пулемета Калашникова.
Если обычный "BMW 750iL" тянет примерно на 120 тыс. долл., то бронированный вариант на порядок дороже.
Чуть дешевле автомобиль у владельца и руководителя группы компаний "Спектр", председателя бюджетной комиссии областной Думы Якова Якушева. Под контролем этого человека находятся десятки фирм, несколько крупных промышленных предприятий в лакокрасочной, лесоперерабатывающей и транспортной сферах. Солидный человек, он выбрал себе в спутники классического лидера среди машин представительского класса - серебристый "Mercedes-S600" с удлиненной базой (цена около 140-150 тыс. долл.). Среди специфического оборудования этой машины - 12 подушек безопасности, которые в случае ЧП тут же защищают пассажира со всех сторон, телевизоры в подголовниках передних сидений и проч. Никакой брони у авто Якова Якушева нет. Он не прочь сам в выходные посидеть за баранкой своего "шестисотого", а жена его передвигается по Ярославлю на единственном в своем роде двухместном миниатюрном кабриолете "Mercedes" темно-синего цвета.
На третье место в условном хит-параде автомобилей ярославской политико-экономической элиты претендуют сразу несколько персон. Евгений Мухин, владелец сети дорогих магазинов "Алмаз", нескольких ресторанов и торговых центров, недавно приобрел "Lexus LS430" (около 90 тыс. долл.). Размеры авто и дорогая кожа салона не оставляют сомнений, что это автомобиль для состоятельных людей. Управление основными функциями машины контролируется компьютером. На заднем сиденье в откидном подлокотнике можно насчитать более 10 кнопок: управление микроклиматом, аудиосистемой, подголовниками, раздельный электропривод сидений для двух пассажиров и так далее. Даже регулировка ремней безопасности по высоте производится с помощью кнопки. Задние сиденья оборудованы системой массажа, а передние кресла - скрытой системой кондиционирования. Со старой машиной - джипом "Toyota Land Cruiser" (более 60 тыс. долл.) Мухину не повезло: он оставлял ее во дворе дома, за что и поплатился - хулиганы разбили стекло.
Другой обеспеченный ярославский политик, депутат областной Думы на постоянной основе Вячеслав Блатов, в прошлом бизнесмен, нередко ездит на машине своей жены - серебристом "Mercedes-S320" (80-90 тыс. долл.). Представительский служебный "Mercedes" есть и у главного исполнительного директора ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" москвича Виктора Зоткина, который по совместительству является депутатом областной Думы. На "Mercedes-S600" ездит и владелец ряда крупных компаний и СМИ генеральный директор ОАО НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин. Вообще "шестисотых" в Ярославле более четырех десятков. Большинство из них находится в собственности малоизвестных лидеров местного бизнеса. Популярен и джип "Mercedes" ("табуретка") - по городу их ездит более десятка.
Остальные представители ярославского правящего класса передвигаются на менее дорогих машинах. Последний председатель ярославского облисполкома, а ныне состоятельный бизнесмен Владимир Ковалев часто "рассекает" по городу за рулем малинового джипа "Mitsubishi Pajero" (около 50 тыс. долл.). Внедорожник аналогичной марки есть у депутата областной Думы Яна Андреева, который с недавних пор стал также ездить на новенькой "Audi".
Поистине любимой машиной промышленных руководителей и собственников предприятий является "Audi A8" (более 50 тыс. долл.). Восьмой модели доверяют свои жизни такие депутаты областной Думы и генеральные директора, как руководитель и владелец ЗАО "Балканская звезда" Владимир Галагаев, глава ОАО "Ярэнерго" Виктор Рогоцкий, а также топ-менеджер ОАО "Славнефть-Ярославнефтепродукт" Анатолий Сергеев; банкиры - управляющий Северным банком Сбербанка РФ Владимир Рыбин и управляющий ОАО "Ярсоцбанк" Игорь Захаров. У менее состоятельных ярославских политиков нет возможностей ездить на такой престижной машине, но они стараются не отставать. Так, лидер фракции СПС в областной Думе Олег Виноградов самолично этим летом пригнал из Германии подержанную "Audi A6".
Представители официальной региональной власти передвигаются в большей степени на казенных машинах. Но и в их выборе можно заметить личные пристрастия высокопоставленных пассажиров. Первое лицо области губернатор Анатолий Лисицын, как удалось выяснить, хоть и имеет водительские права, но не является большим автолюбителем. В 90-е годы у него были "Жигули" не последней модели, которые он потом продал своему помощнику и спичрайтеру. Сам глава региона за руль давно не садился, а автомобиль водит его жена, работник управления Центробанка РФ по Ярославской области. Она купила себе недавно небольшую иномарку для поездок на дачу. Супругу губернатора уже трижды штрафовали за нарушение правил дорожного движения.
Анатолий Лисицын в своих автомобильных пристрастиях достаточно консервативен. Уже несколько лет он ездит в основном только на "Toyota Camry". Такие машины купили одновременно и губернатору, и председателю областной Думы. Сегодня темно-зеленые "Toyota Camry" у нескольких заместителей губернатора, мэров Ярославля и Ростова Великого. Глава региона в год накатывает по 140 тыс. км. Такое не выдержали бы наши "Волги", но иномарки тоже изнашиваются от столь бешеного темпа. В этом году Анатолий Лисицын появился на новенькой серебристой "Toyota Camry" (около 36 тыс. долл.).
У губернатора и председателя областной Думы есть еще по служебному представительскому "Mercedes", которые в 1997 г. были куплены на деньги Дорожного фонда через главное управление ГАИ МВД России. Машины числились на балансе автохозяйства УВД Ярославской области, и за их использование платилась арендная плата. Анатолий Лисицын после того, как в прошлом году в его "Mercedes-S500L" врезались молодые парни, редко ездит на этом роскошном автомобиле. А вот спикер Думы Андрей Крутиков в последнее время передвигается только на "Mercedes-E320".
Первый заместитель губернатора Владимир Ковалев любит большие масштабы. Помимо "Toyota Camry" у него в услужении джип "Toyota Land Cruiser" (свыше 40 тыс. долл.). Самый молодой заместитель губернатора, создатель Угличской зоны льготного налогообложения Артур Сазонов после автокатастрофы пересел на "Volvo". 3 ноября прошлого года его "Волга" при скорости 140-150 км/час на трассе Сергиев Посад-Углич врезалась в трактор с прицепом, ехавший без габаритных огней. Водитель заместителя губернатора погиб на месте, а Сазонов отделался поврежденной бровью и ушибами головы. До сих пор ведется следствие по уголовному делу, возбужденному после гибели водителя. Не выяснено, кто же был за рулем машины в тот злополучный день, ведь известно, что чиновник и сам не прочь погонять на большой скорости. От "Волги" после той аварии мало что осталось.
Мэр Ярославля Виктор Волончунас, как правило, по городу передвигается на служебной "Волге". Для поездок в столицу недавно для него купили все ту же "Toyota Camry". В личном пользовании у городского головы когда-то тоже была "Волга", но недавно он купил импортный минивен европейского производства. Есть у него и "Нива". Виктор Волончунас на дачу ездит сам и недавно в мэрии отчитал своих подчиненных за то, что они используют служебный автотранспорт в личных целях.
Представителей элиты Ярославской области легко можно распознать по номерам автомобиля. Вместо традиционных букв у них строгие "00". Самый престижный номер у губернатора - 076 00 на "Toyota Camry" и 176 с государственным флагом на "Mercedes-S500L". Первая сотня - самые "блатные" номера. Например, у близкого к главе региона бизнесмена Николая Тонкова номер 086, у олигарха Якова Якушева - 082. Вторая сотня - у директоров предприятий, банкиров, глав городов и районов, директоров департаментов и т.д. Так что знающий человек легко может на глаз определить, что за VIP-персона приближается на роскошной иномарке.
Ярославль