Повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки старше 7 лет особенно болезненно воспринимается в Приморье. По неофициальным данным, в крае в сфере торговли и обслуживания автомототранспортных средств действует около 500 фирм и компаний, в которых заняты почти 10 тыс. человек. Суммарный оборот в автобизнесе, по данным за 2001 год, превысил 200 млн. долл., что в 2 раза превышает доходы бюджета Владивостока. Причем это только суммы, зарегистрированные в налоговых органах. Но не секрет, что большая часть автомобильного бизнеса Приморья находится в тени. И уж вовсе никакому статистическому учету не поддаются дикие бригады перекупщиков, перегоняющих машины на рынки Новосибирска, Иркутска и Якутска.
По признанию корреспонденту "НГ" одного из ветеранов автомобильного бизнеса Сергея Яремчука, на торговле автомобилями и запчастями кормится едва ли не половина жителей Владивостока. На долю частных предпринимателей приходится 90% ввозимых через Приморье иномарок и около 60% запчастей и аксессуаров. На торговле автомобилями поднялся практически каждый второй мало-мальски крупный приморский бизнесмен, и сам губернатор Дарькин не скрывает, что начинал в свое время с ввоза подержанных японских авто. Не случайно тема пошлин является сегодня в крае самой политически конъюнктурной. Местное отделение СПС, например, выступило с открытым письмом к президенту с просьбой отменить антирыночное постановление, а председатель краевого парламента Сергей Сопчук заявил, что двух месяцев будет достаточно, чтобы правительство признало ошибочность своего шага.
Времена, когда торговля подержанными иномарками приносила 100-процентный доход, миновали после дефолта 1998 года. И до этого бизнес считался абсолютно теневым. Сегодня машины возят все - от моряков до потерявших работу бюджетников, - а средний "навар" с одной машины злободневной семилетней категории составляет около 200 долл. Поэтому, несмотря на внешнюю схожесть ситуации октября-2002 с августом-1998, нынешний скачок цен на иномарки имеет больший социальный статус, чем четыре года назад. Очевидно, что кому-то придется искать другие источники заработка, а объемы продаж через два-три месяца на какое-то время существенно снизятся.
Однако обвала автомобильного рынка, предсказывавшегося отдельными трейдерами, не произойдет. Повышение пошлин имеет выраженный запретительный характер только в отношении автомобилей старше 7 лет: 2 евро за куб/см для объемов двигателей до 2500 куб. см и 3 евро свыше этого объема фактически ставят крест на так называемом мелком автомобильном предпринимательстве. Однако довольно существенную нишу автомобильного рынка занимают трейдеры, специализирующиеся на продаже не таких старых машин, в том числе и автомобилей представительского класса. Многие из них завязаны на рынки Сибири и даже запада России. Поэтому для них повышение таможенных пошлин на семилетние иномарки может обернуться и увеличением торгового оборота. Кому, как говорится, война, а кому мать родна.
Кроме того, в ближайшие два-три года можно смело прогнозировать расцвет третичного рынка автомобилей. На восстановление платежеспособности потребителей семилетних автомобилей, как и после дефолта-1998, уйдет не меньше двух лет, и при такой уже проверенной временем тенденции пока еще действующий ценовой фактор пробега машины по России отойдет на второй план. Ну и, наконец, ожидаемый спад продаж уже через два-три месяца может компенсироваться конъюнктурным сдвигом. Дело в том, что модельное разнообразие японских машин гораздо богаче, чем европейское, и в этой связи говорить о том, что повышение пошлин ударит прежде всего по дальневосточникам, было бы не совсем верно. Большие опасения должны испытывать потребители западных регионов России, которые ориентируются в основном на европейский рынок подержанных авто. Что же касается Дальнего Востока, то здесь следует ожидать переориентации спроса с семилетних иномарок на более "свежие" машины с меньшим объемом двигателя.
Ну а накануне повышения пошлин во Владивостоке наблюдался автобум. Если за весь 2001 год в край было ввезено 49 тыс. автомобилей, то только за первое полугодие 2002-го через таможенные пункты Приморья прошли 46 тыс. авто, а каждую неделю сентября границу пересекали почти 3 тыс. автомобилей. Особенно выделяются 14 и 15 сентября, когда общее количество проданных машин превысило показатели августа. И это при том, что в августе владивостокская таможня собрала рекордный миллиард рублей, львиная доля которого пришлась на автомобильные таможенные пошлины. Любопытно, что под ажиотажный спрос попали не только семилетние автомобили. Тот же "Мицубиси-Галант" 1995 года подскочил в цене на 1700 долл. и стоит теперь порядка 6500 долл. Что же касается "семилеток", то цены на них выросли в среднем от 700 до 1500 долл., и если в начале сентября "Тойота-Спринтер" 1993 года продавалась за 3000, то сегодня купить эту же машину дешевле, чем за 4000 долл., считается большей удачей.
Дело дошло до того, что с 20 сентября временно прекратили прием и оформление автотранспорта таможенные пункты Зарубино, Славянки, Ольги и других небольших приморских портов. С 25-го отгородились от автодилеров порты Владивостока и Находки. Правда, и везти, по их же признаниям, пока нечего - на свалках Японии фактически не осталось дешевых машин. Но явление это временное. И переключения спроса на продукцию отечественного автопрома, конечно, не произойдет. Во-первых, ввезли больше, чем продали. Во-вторых, цены на российскую автопродукцию немногим меньше японских: "Волга" в зависимости от "наворотов" стоит от 5660 до 16 037 долл., "Нива" - 5371, "Лада" - 3602, "УАЗ" - до 12 003 долл. Ну а главная причина - это впитавшееся за десятилетнюю историю массового потребления японских иномарок стойкое убеждение - отечественным автопроизводителям до импортного уровня еще расти и расти. И никакие пошлины это проверенное практикой убеждение поколебать не смогут.
Владивосток