Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, который в полном составе (75 человек) намеревался дать концерты в 12 городах и районных центрах Башкирии, где компактно проживают татары, выдворили из братской республики.
Артистов завернули сразу же в Октябрьске - райцентре, расположенном на границе двух республик. Затем в Казань пришла телеграмма от вице-премьера РБ Халяфа Ишмуратова на имя татарского вице-премьера Зили Валеевой, задним числом извещавшая, что официальная Уфа не может принять ансамбль раньше января следующего года в связи... с уборочной страдой.
Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан последние двадцать лет старательно объезжал стороной Башкирию, имея на то множество веских причин. По мнению специалистов, татарский ансамбль по всем статьям уступает своему башкирскому собрату. И уже по одному этому никогда бы не поехал в соседнюю республику. Вспомнить о башкирских татарах и поспешить к ним с песнями и танцами заставили обстоятельства.
Весь последний год в Башкирии идет целенаправленная обработка татар, особенно деревенских, с тем, чтобы к предстоящей переписи населения они осознали, что с начальством лучше не спорить, и записались башкирами. Для официальной Казани, разумеется, это не было секретом. Более того, местная власть знает о возможностях командно-
административного ресурса не понаслышке - сама пользуется им на всю катушку, особенно во время выборов. И общественность ждала, что татарские власти примут меры.
Большие надежды возлагались на третий съезд Всемирного конгресса татар в Казани, приуроченный к Дню республики, где президенту Рахимову татары готовили обструкцию. И на приезд российского президента, который должен был укоротить Рахимову руки, чтобы он не смог дотянуться до татар на вверенной ему территории. Однако российский президент своей реакцией на все претензии башкирских татар, которые свелись к тому, что "быть татарином в Башкирии нелегко", скорее развязал Муртазе Рахимову руки, заявив, что и русским в Татарстане не легче.
Муртаза Рахимов, вернувшийся со встречи с российским президентом в Башкирию, первым делом расправился с директором Белебеевской татарской гимназии, который высказал президенту Путину все, что у него наболело за последние десять лет.
Вряд ли Путин вспомнит и защитит учителя из маленького башкирского городка. Зато Муртаза Рахимов всем башкирским татарам продемонстрировал свои безграничные возможности. Такое уже было в советское время, когда башкирские татары массово меняли паспорта из-за пятой графы. Потому что башкирам отдавали предпочтение при поступлении в высшее учебное заведение. И потому, что татарин, успевший записаться башкиром, сохранял престижное место работы и возможность карьерного роста. Сейчас татарину снова предложили подумать, прежде чем выступать... Вернее, записать себя и своих детей татарами.
У Казани еще оставалась маленькая надежда отвоевать у Муртазы Рахимова татар родными песнями и плясками... И снова ничего не вышло.
Казань