Новые тарифы на электроэнергию и тепло, утвержденные в начале августа Приморской региональной энергетической комиссией, ощутимо ударят по карману каждого приморца - несмотря на то что тарифы оказались значительно ниже предлагавшихся Федеральной энергетической комиссией. На первом этапе основная нагрузка ляжет на предприятия, но в результате поползут вверх цены буквально на все, и среди этого "всего" на первом месте окажется хлеб. Следовательно, хлеб станет для губернатора Дарькина серьезной проверкой его популярности и поддержки со стороны избирателей.
Приморье и Владивосток, в частности, уже имеют исторический прецедент, когда "хлебный вопрос" становился едва ли не главным политическим. В 1996-1997 годах в краевом центре производство хлебной продукции пребывало в таком загоне, что воцарившийся в администрации Владивостока после Виктора Черепкова и.о. мэра Константин Толстошеин был вынужден дать отмашку фактически на нарушения налогового законодательства всем желающим заняться столь малоприбыльным "по всей строгости закона" бизнесом. В самом деле, названная еще Виктором Черепковым цена решения хлебной проблемы - 7-8 млн. долл. для многих была неподъемной. Таких денег, да еще легальных (1996 год!), ни у кого не было. В результате полученного от городских властей карт-бланша во Владивостоке возникло множество частных пекарен, которые вкупе с главным предприятием "Владхлебом", отданным на льготных условиях бизнес-структурам, близким тогда еще заместителю мэра, а ныне краевому депутату Геннадию Лысаку, предотвратили хлебный дефицит. Однако на смену одной проблеме пришла другая - ценовая.
Проблема эта, как оказалось, прямо пропорциональна количеству населения, условно говоря, покупающему хлеб у того или иного предприятия. Хлебокомбинат Находкинский, например, реализует хлеб по оптовой цене 11,43 руб. за 1 кг, Славянский хлебозавод в Хасанском районе - 11, 85 руб, а "Владхлеб" во Владивостоке - 8,20 руб. То есть все хлебные предприятия края в принципе строят свою политику ценообразования на покупательском спросе в том или ином ареале продаж. В крае особых волнений среди населения по этому поводу не возникает. Однако стоит "Владхлебу" объявить о возможных повышениях цены на хлеб, это тут же вызывает массированную контрпропаганду в СМИ. Так происходит уже не первый год. Наверное, здесь имеют место происки конкурентов, которые желали бы прибрать к рукам хлебного монополиста краевого центра, но главная причина кроется скорее всего в социальном статусе "стратегического продукта", который тем значительней, чем больше населения сосредоточено в местах компактного проживания. Во Владивостоке как столице края этот статус максимален, и не случайно новая краевая власть обратила на хлебный вопрос демонстративное внимание. Так, еще в конце июля вице-губернатор Юрий Попов собрал журналистов на пресс-конференцию, где поделился планами краевой администрации на решение перманентно обостряющейся хлебной проблемы.
Планы, в общем-то, неплохие - создать зерновой фонд, провести паспортизацию предприятий хлебной отрасли, привить производство пшеницы в крае. Настораживает только то, что все эти мероприятия привязываются к политике ценообразования. То есть, как и всякая нормальная власть, команда Дарькина ратует за снижение цен, более того, заявляет, что будет бороться за установление приемлемых цен всеми доступными фискальными методами. Но дело в том, что, согласно расчетам комитета по ценообразованию краевой же администрации, цены на хлеб в крае и без того занижены.
Из служебной записки комитета по ценообразованию и контроля за ценами: "Практически все производители хлеба в крае не отражают в калькуляциях реальные затраты на его производство. А для покрытия фактических затрат по выпечке хлеба и получения прибыли производители идут на производство и реализацию неучтенной продукции. Для проведения сравнительного анализа себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях края главам муниципальных образований было направлено письмо с просьбой о предоставлении этой информации за январь-февраль 2002 года. Показанные в полученной информации объемы производства хлебобулочной продукции (15 964 тонны) оказались ниже объемов ее реализации (17 170,4 тонны) на 1206,4 тонны. Если допустить, что эта разница образовалась за счет реализации продукции, произведенной в предыдущем месяце, то для ее производства требуется 4,5 дня. Такие длительные сроки реализации хлебной продукции являются нереальными, и это свидетельствует о занижении хлебопекарными предприятиями объемов производимой продукции в своих отчетах".
В действительности занижение объемов производства хлебной продукции в крае носит даже более масштабный характер, чем это следует из информации глав. Ведь если исходить из показанных объемов реализации, то доля потребления хлеба на одного приморца составляет в среднем 135 грамм в сутки, что гораздо ниже норм потребления пшеничного и ржаного хлеба, установленных постановлением правительства РФ # 192: мужчины - 520,5 г/сутки, женщины - 348 г/сутки, пенсионеры и дети с 7 до 15 лет - 301,4 г/сутки, дети от рождения до 6 лет - 137 г/сутки. В Приморье, по отчетам глав, некоторые районы и вовсе обходятся практически без хлеба: Чугуевский район - 46 г/сутки на одного человека, Спасский район - 72 г/сутки, Дальнегорск и Пограничный район - 77 г/сутки. И здесь мы подходим к самому интересному.
По данным комитета по ценообразованию, если откорректировать по среднесуточной норме потребления хлеба (360 грамм на 1 человека в сутки) объем производства в январе- феврале текущего года с 15 964 тонн на 45 480,7 тонны и сложившиеся средние по краю отпускные и розничные цены (соответственно с 10,51 на 12,71 и с 12,26 на 14,82) с учетом реальных затрат на производство хлеба, то рост выручки от реализации возрастет в 2,5 раза. В налоговом эквиваленте это составит 95 140,6 тыс. руб. против нынешних 27 455 тыс. Умножаем полученную разницу на 6 и получаем 406 112,4 тыс. руб., или 13 млн. долл., составляющих сегодня ежегодный теневой оборот в хлебной отрасли Приморья.
Сумма, откровенно говоря, представляется несколько завышенной, но если комитет по ценообразованию ничего не напутал в расчетах, то ее можно назвать ценой легализации хлебного бизнеса в крае, которая будет только расти вместе с составляющими себестоимости производства хлеба. В краевом бюджете таких денег нет. Следовательно, о дотациях и речи быть не может. Изначально не подходит вариант и с "отпуском" цен на волю. Во-первых, это чревато усилением антидарькинских настроений. Во-вторых, невыгодно самим производителям, которые ставят цену в зависимость от покупательского спроса. Остается только один вариант: взять под контроль производство, переработку и доставку главной сырьевой составляющей себестоимости хлебной продукции - зерна.
Если краевой администрации удастся это сделать, то команда Дарькина получает не только возможность влиять на политику ценообразования на хлеб, но и прямой контроль над теневыми миллионами. Выходит, что "хлебная реформа" по-приморски преследует прежде всего прагматические цели самих реформаторов, удачно совпавшими с надеждами потребителей на сдерживание цен на хлеб. Сутью операции "Хлеб" является отказ хлебных предприятий края от налаженных связей с поставщиками сырья и их перевод на централизованные закупки. Из всех заявленных краевой администрацией программных действий особое внимание следует обратить только на грядущую паспортизацию предприятий и недвусмысленную угрозу применить фискальные методы к тем, кто вдруг по каким-либо причинам воспротивится нововведениям. Как показывают расчеты, практически все хлебопеки Приморья висят на крючке нарушений. Сопротивляться себе дороже. Совершенно очевидно, что в крае продолжается планомерное формирование собственной монополии на все стратегически важные направления производства пришедшей к власти новой бизнес-элиты.
Владивосток