Монумент в честь павших на высоте Улус-Керт 1 марта 2000 г. героев 6-й роты 76-й Черниговской гвардейской дивизии ВДВ, расположенной во Пскове, был открыт 1 августа с.г. и сразу породил множество споров. После ряда публикаций в прессе командование дивизии даже направило в псковские газеты заявление, в котором утверждало, что "десантникам установили правильный памятник", а все споры вокруг художественных и технических достоинств монумента являются политической спекуляцией. В последнем обвиняются не только члены общественного комитета по увековечению памяти 6-й роты, но и вице-губернатор Псковской области Юрий Демьяненко. Последний оказался виновным в том, что поддержал некоторых родителей погибших, которых тоже не устроил вариант псковского архитектора Анатолия Царика.
Немного предыстории. 2 августа 2000 года на КПП 104-го полка президент России Владимир Путин возложил цветы к закладному камню на месте будущего монумента. После чего был проведен творческий конкурс. Во второй тур прошли три проекта, лучшим из них жюри посчитало макет, на котором из расколотой надвое горы выступала часовня. Но командир дивизии Станислав Семенюта сразу же отверг этот вариант: "Одна часовня у нас уже есть!" После чего он одобрил проект Анатолия Царика, который в первом туре получил только один голос и в тройку призеров не попал. Но Военный совет ВДВ во главе с Георгием Шпаком признал проект Царика под кодовым названием "Купол" лучшим, и подрядчики приступили к строительству монумента.
Мнение специалистов и родственников погибших учтено не было, а художественная экспертиза военным показалась лишней. Более того, до сих пор Минобороны так и не представило технических документов, касающихся конструктивной устойчивости памятника. То есть неизвестно, не рухнет ли двадцатиметровая конструкция большой парусности при сильном ветре. К тому же специалисты полагают, что памятник перенасыщен символикой: здесь и парашют, и поминальные свечи, и Георгиевский крест, и осколки гор, и имитация взрыва, и золотая звезда... "Конечно, - с иронией заявил "НГ" один из десантников, - на памятнике дровосеку должен быть топор, памятник шахтеру не может быть без отбойного молотка, а десантник без парашюта вроде бы как и не десантник. Но мне кажется, что ребята 6-й роты достойны лучшей памяти о себе..."
Сам Анатолий Царик утверждает, что "искусство не подвержено экспертизам". Устали от споров и родители павших ребят. Правда, большинство из них до сих пор убеждены, что место памятника - не на КПП полка в Черехе, далеко за пределами Пскова, а в центре города. Но и тут все, похоже, было определено прошлогодним визитом президента: никто даже не решился поднять вопрос о другом месте для монумента. Так что в Пскове о подвиге героев-десантников напоминает только одноименная площадь, совершенно не обустроенная. Да и спешка с утверждением проекта Царика, судя по всему, была вызвана надеждой на то, что Владимир Путин прибудет на открытие памятника.
По данным пресс-службы президента РФ, в августе Владимир Путин планирует посетить один из военных округов. Вряд ли это будет Псков, хотя часть родственники погибших под Улус-Кертом ребят очень надеются на это. Матери и отцы 13 десантников героического "доставаловского" взвода из 234-го полка 76-й дивизии до сих пор не могут понять позицию высоких чинов Минобороны, поделивших их сыновей на героев и негероев. Взвод Александра Доставалова не входил в состав 6-й роты, но, даже не получив приказа сверху, майор Доставалов с дюжиной своих ребят пробился на помощь погибающей роте. Они все погибли, но звание Героя России получил только Доставалов. Письмо на имя президента России, которое подписали более 40 родителей десантников (они просили пересмотреть наградные листы), было спущено на тормозах. Непонятно родителям и то, что в самом 234-м полку сегодня почти ничего не напоминает о героизме их сыновей.
Псков