Донское село "Новая надежда" расположено в двух часах езды от областного центра. Опоясанное прудами, оно на 15 км вытянулось вдоль украинской границы. Свое название село получило в годы Великой Отечественной войны от советских бойцов, дравшихся за эту землю. А в более далекие времена крестьянское хозяйство, раздробленное на 12 участков в ходе аграрной столыпинской реформы в 1906 году, называлось не иначе как "отруб # 1", "# 2"┘ Земли первого отруба, как в столыпинские времена, так и в советские, всегда были самыми лучшими, ухоженными.
Виктор Петрович Кузнецов, возглавляющий хозяйство более 30 лет, с гордостью вспоминает, как его люди в так называемые застойные годы "забирали" ежегодно почти одну треть всех наград Ростовской области - медалей, орденов и званий. Тогда в селе появились новые улицы с добротными домами, элеватор, мясокомбинат, школа, детский сад, клуб и больница. Не пала духом "Новая надежда" и в тяжелые перестроечные времена. Делая упор на переработку сельхозпродуктов, поставила свою мельницу и маслоцех. Безработных в селе не было, и, хотя зарплата была не высокая, за счет личного подворья жили безбедно, а главное - дружно, избрав в очередной раз Кузнецова главой акционерного хозяйства.
Теперь коллектив расколот на два враждебных лагеря. Скандал в селе разразился нынешней весной в разгар посевной, вокруг земель того самого первого столыпинского отруба, который находится от центральной усадьбы за 12 км и который еще с советских времен именуется первой бригадой. Все началось после того, как главой администрации Куйбышевского района, в который входит "Новая надежда", стала Тамара Михайловна Забродняя, которая когда-то работала экономистом именно в этом селе. Берясь "навести порядок" и пообещав каждому из крестьян достойную зарплату не менее чем в 5 тыс. руб. (средняя на Дону - около 2 тыс.), она инициировала акционерное собрание, предложив в руководители своего мужа Александра Владимировича.
Несмотря на незаконность собрания (сегодня это уже доказано судом), тем, кто пошел за Забродним (а их около 50 человек), были даны в пай лучшие, к тому же уже засеянные земли, в том числе и овощеводческая плантация, отлаженная техника и более десяти комбайнов и тракторов, не считая сеялок и тому подобного. Так, первая бригада стала зваться СПК "Украина", а ее руководителем стал муж самой главы района. Остальные же новонадежденцы (а их более 400 человек) остались, как говорится, на бобах.
"Можете представить настроение людей, когда вмиг рушатся надежды, - говорит Виктор Кузнецов. - Волна недовольства прокатилась по селу. Сосед перестал здороваться с соседом, даже в школах дети стали разбиваться на группы. А бывало и того хуже: в семье между мужем и женой разногласия появились. Я собрал людей и сказал, что намерен действовать только в рамках правового поля. Попросил меня поддержать, набраться терпения и не враждовать. Пока будут идти суды, решили не сидеть сложа руки, а работать. Практически без техники разбили огород, это более 20 га, высадили овощи. Было очень трудно, к тому же ко всем бедам прибавилась и засуха".
Суды, как районный, так и областной, один за другим вынесли решения в пользу Виктора Кузнецова и его акционеров. Но пока идет тяжба, под открытым небом гниет и растаскивается хлеб, собранный на спорной земле. Все это не может не беспокоить Кузнецова. Ведь прежде всего с него спросят долги за зерно и горючее, взятое хозяйством в кредит.
"Новая надежда" - не единственное село, где Тамара Забродняя "наводит порядок". В соседнем хозяйстве "Равнополье" она предприняла попытку снять директора Бориса Цесарского и назначить на его должность некоего Джафарова, который не является даже жителем области. При этом, как сказал "НГ" Цесарский, в случае отказа ему угрожали расправой с дочерью-студенткой. Сегодня это дело также рассматривается в суде. Против Забродней возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям - "Превышение должностных полномочий" и "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности". Сама же Тамара Михайловна любит подчеркивать, что второго такого главы районной администрации не найти по всей Ростовской области, ведь она - единственная женщина в таком ранге.
Ростовская область