Не проходит и недели, чтобы иркутские СМИ не сообщили об очередном факте лесного браконьерства. Речь идет о сотнях кубометрах незаконно заготовленного леса. По официальным данным, только в прошлом году в Иркутской области было нелегально заготовлено более 140 тыс. кубометров древесины, но этим цифрам не верят даже чиновники. Как заявил начальник отдела лесных ресурсов областной администрации Алексей Герасимов, объемы криминальных вырубок еще более впечатляющи, поскольку не все случаи попадают в отчеты. И дело здесь не в злом умысле: на 70 млн. га прибайкальской тайги менее 70 государственных лесхозов с малочисленным штатом и куцыми полномочиями.
Этим пользуются любители дармового леса. И если раньше работников лесоохраны просто запугивали, то в последние годы их не только избивают при исполнении служебных обязанностей, но и убивают, калечат. Очередная история произошла в Осинском районе Усть-Ордынского Бурятского АО.
Как рассказал и. о. директора Осинского лесхоза Виктор Парамонов, патрульная группа в десяти километрах от села Улей обнаружила место незаконной вырубки леса. Древесиной можно было загрузить не менее пяти мощных лесовозов. Сообщив о находке своему руководству, лесники решили охранять кругляк - богатство в виде ровных шести- и четырехметровых бревен никто надолго без присмотра не оставит. На помощь подчиненным Виктор Парамонов отправил еще один экипаж, который на деляну добрался уже поздней ночью.
Как рассказали члены патрульной группы, в сумерках к месту засады приблизился мотоциклист. Завидев лесников, он тут же развернулся и уехал. Часам к трем ночи послышался рокот тяжелой техники, который затем стих. И тут загремели выстрелы. Со всех сторон на работников лесоохраны бросились около 20 молодчиков в черных масках, вооруженные гвоздодерами и увесистыми дубинами. Били всех подряд. Лесника, бросившегося к машине за служебной двустволкой, ударами сучьев сбили с ног. Не пощадили и женщину. Немало досталось инженеру охраны леса Галине Константиновне Поповой. Как выяснилось впоследствии, она получила тяжелую травму головы и переломы ребер. Тем временем бандиты крушили "уазики", на которых приехали лесники. И все же одному из лесхозовцев с радиотелефоном удалось вырваться и связаться с райцентром.
Парамонов тут же вызвал "Скорую помощь" и отправился в милицию. Через час к месту расправы выехала оперативно-следственная группа Осинского РОВД. Четверо наиболее пострадавших работников лесхоза, включая и Галину Попову, были доставлены в больницу. Как рассказал помощник прокурора Осинского района Игорь Манданов, сейчас возбуждены два уголовных дела - по факту применения насилия в отношении представителей власти и по факту незаконной вырубки леса. Впрочем, никто из ночных разбойников не задержан.
Сами работники лесхоза грешат на жителей соседнего села Улей. По словам местного лесничего Хатыба Даутова, криминальный лесной бизнес в этом селении, как и в других, процветает давно. Тем, кто по долгу службы пытается противодействовать беспределу, приходится не сладко. На дорогах специально устраивают баррикады из стволов деревьев, мастерят ловушки из досок с гвоздями, стреляют по машинам, угрожают. Некоторые работники лесоохраны не выдерживают и увольняются. Большинство же как может, так и борется с криминальными дровосеками.
Подобные ситуации возникают и в других районах Иркутской области. Под покровом ночи, а то и днем варварская вырубка леса идет с размахом. Истребляют высококачественную сосну не только в лесах первой группы, но и в водоохранной зоне, вблизи от поселков. Браконьерам защитникам лесного богатства противопоставить практически нечего. Большинство из дельцов благодаря действующему законодательству легко уходят от серьезных правовых последствий. Уголовная ответственность, как пояснил Алексей Герасимов, наступает при доказанной вырубке более 90 кубометров древесины. Доказать же ее, по словам начальника специализированного межрайонного отдела ОБЭП УВД Иркутской области Алексея Бархатова, весьма непросто. Но дело не только в этом. По рукам вяжет людей в зеленых фуражках отсутствие закона о государственной лесной охране, призванного реально защищать лесников. А потому войнам на таежных делянах пока конца не предвидится. Сотни миллионов рублей проходят мимо тощей государственной казны. Подрывается авторитет государственных структур, которые не могут заставить уважать закон любителей легких денег.
Иркутск