Публичные высказывания председателя Совета Федерации Сергея Миронова в ходе его дальневосточного визита производят неоднозначное впечатление. С одной стороны, спикер делает реверансы в сторону "восточных российских рубежей", стремясь понравиться дальневосточникам, с другой - в его заявлениях речь идет о довольно знаковых событиях, которые выглядят как анонс грядущих перемен в отношении к Дальнему Востоку со стороны федерального Центра.
Так, например, начиная с посещения Хабаровского края 31 июля и заканчивая Приморьем 7 августа, Миронов постоянно говорит о преференциях и "особых экономических условиях" для дальневосточных территорий. Любопытно при этом, что глава Совета Федерации подчеркивает ознакомительную цель своей поездки, но предварительная раздача преференций уже оформлена у него в шесть стратегических задач. Это развитие инфраструктуры региона; обеспечение энергетической безопасности; демографическая политика, направленная на удержание населения; миграционная политика, связанная с предоставлением места жительства для желающих получить российское гражданство на Дальнем Востоке; модернизация производства (в частности, ВПК и рыбной отрасли) и развитие международного сотрудничества.
На встрече с депутатами Законодательного собрания Приморского края Миронов заявил, что "с приходом Путина мы приходим к пониманию, что только сильный Дальний Восток будет способствовать развитию наших отношений со странами АТР и интеграции в стратегически важный для России регион". То, что в Москве приходят наконец к пониманию простых геополитических задач, поставленных еще в XVIII веке Михаилом Ломоносовым, это, конечно, хорошо. Однако дальневосточники опять сомневаются в искренности государственных мужей. Ведь буквально накануне приезда в край Сергея Миронова ФЭК распорядился поднять энерготарифы для промышленных потребителей края на 60%, а для населения - на 30%. Для абсолютного большинства крупных промышленных производств на Дальнем Востоке такие тарифы - верная гибель. Председатель комитета по промышленности краевой администрации Виктор Старченко, например, считает, что рабочим уже можно увольняться с предприятий, все равно заниматься им уже будет нечем.
Поэтому единственный проблеск надежды в дальневосточных заявлениях Миронова связан только с критикой планов правительства РФ, а также с прогосударственными взглядами спикера. "Я побывал недавно в Китае и испытал настоящий шок. Это яркий пример того, что государство не должно полностью устраняться от регулирования экономических процессов, - признался, например, Миронов. - У нас слишком много реформирования. Кого-то просто снедает реформаторский зуд - мол, отдадим все в рынок, и дело пойдет. Но здесь, в регионах, многое видится иначе. В Москве, в частности, я думал, что рыбные аукционы - это хорошо. Здесь я убедился, что эту систему надо отменять. Еще раз повторю: Дальний Восток имеет право стать зоной особого экономического развития".
Владивосток