В ближайшее время во Владивостоке начинается комплексная проверка деятельности городской администрации. Инициатором проверки, по сообщению пресс-службы "серого дома", выступил сам мэр Юрий Копылов. Но если учитывать факторы, повлиявшие на решение главы, то инициатива может оказаться наказуемой.
17 июля на совещании руководителей правоохранительных органов края основным вопросом повестки дня было "Состояние и исполнение бюджетного законодательства администрацией Владивостока". Финансовая деятельность мэрии подверглась острой критике. Администрации краевого центра ставили в вину упорное нежелание отчитываться по исполнению бюджета перед городской Думой, что, по мнению силовиков, создает предпосылки для нецелевого расходования средств. Юрий Копылов с критикой не согласился, потребовав провести комплексную проверку деятельности администрации. Однако всем ясно, что дело-то, собственно, не в установлении истины, а в личности самого мэра, который не устраивает ни краевую администрацию, ни, как выяснилось в ходе приморского визита полпреда Пуликовского, полпредство. Так что проверка может закончиться для него плачевно. Не случайно отдельные политики уже прочат для Копылова вердикт о несоответствии занимаемой должности.
Вообще июль и начало августа по всем признакам должны стать решающими в определении дальнейшей судьбы Юрия Копылова, да и самого Владивостока. Во всяком случае, это время останется, пожалуй, самым сложным периодом в политической жизни второго мэра краевого центра за весь его "законно избранный" срок. В самом деле, недавняя тотальная критика комиссиями полпредства по окончании плановой проверки фактически всех аспектов деятельности администрации Владивостока вряд ли предполагает рядовую "постановку на вид" или испытательный срок до будущего года. Проверка-то проводилась во второй раз, и ее результаты можно оценивать как резюме о профпригодности, которое пойдет выше по всем инстанциям федеральных властных структур вплоть до президентской администрации. Поговаривают, правда, что Копылов "откупил" себе право доработать до 2004 года. Но если что-то можно купить, то это "что-то" можно элементарно и перекупить. Дело только в цене и целесообразности.
Целесообразность есть. Во всяком случае, для губернатора Дарькина. Владивосток был и остается центром деловой активности не только Приморья, но и всего Дальнего Востока. Здесь крутятся основные деньги региона, и 3 млрд. доходов городского бюджета - это лишь их малая толика, отражающая, пусть и не в полной мере, потребности, по сути, самой малообеспеченной категории "столичных" жителей. Плюс самый высокий электоральный потенциал, который пока не на стороне новой краевой власти. Отсюда мораль: посадив на город своего человека, губернатор Дарькин убьет сразу двух зайцев - ликвидирует огромную финансовую занозу в виде непрозрачности бюджета Владивостока и попытается за счет всевозможных бонусов переломить настроения здешних избирателей в свою пользу. Такая постановка вопроса тем более актуальна, что по прошествии года работы нового губернатора высветилась, пожалуй, основная проблема власти от бизнеса - дефицит профессиональных и, самое главное, верных кадров. Как бы ни рапортовала большая часть глав муниципальных образований о полной поддержке проводимых Дарькиным реформ, заверения в уважении и признательности к выборным делам не пришьешь. Все еще помнят, с какой легкостью рухнула, казалось, незыблемая "система Наздратенко", как, не задумываясь, "предали" в районах кандидата # 1 на прошлогодних выборах Валентина Дубинина. А ведь тоже "верили", с хлебом-солью встречали.
Конечно, Дарькин, если он действительно прагматик, понимает всю ненадежность "рапортного уважения". И наверняка Сергей Михайлович постарается продвинуть в главы на выборах 2003 года верных людей. Но все районы не закроешь. А ведь есть еще и бизнес, который также требует надежного ока. Вот и получается, что единственной стопроцентной гарантией возможности и через четыре года наращивать свое влияние в крае остается Владивосток.
Что же касается интересов полпредства, то сегодня они совпадают с интересами губернатора более в личностном, нежели в политическом плане. Полпред Константин Пуликовский знает и помнит, что Копылов обязан своей должностью главному обидчику генерала - бывшему губернатору Наздратенко.
Ну а Копылов, похоже, сам спровоцировал пристрастность комиссий полпредства. В мае он "накатал" в Москву жалобу на губернатора Дарькина - мол, не уважает Сергей Михайлович президента, даже на ежегодное Послание Федеральному собранию не явился. Своим "московским письмом" Копылов косвенно подтвердил, что получил какой-то выход на влиятельных людей в Кремле. Следовательно, прыгнул выше головы не только губернатора, но и самого полпреда. Для Пуликовского это серьезный удар по самолюбию. Усугубило ситуацию и отсутствие мэра в городе во время последнего приморского визита генерала. Предупреждал Копылов полпреда или не предупреждал о своем отъезде, как наспех объясняла пресс-служба мэрии, суть не в этом. Пожалуй, только рандеву с президентом могло бы стать весомой причиной неявки на итоговое совещание, где твоя работа разносится в пух и прах.
Ну а теперь о тех самых признаках, которые могут сделать "холодное" владивостокское лето 2002 года очень даже горячим. Выводы комиссий полпредства - это, конечно, самое сильное звено в операции "Мэр", но их практическое применение зависит только от самого полпредства. Гораздо большую "пользу" может принести комплексная проверка деятельности администрации города соответствующими краевыми органами, несмотря на более низкий уровень. Вопрос только в том, кто возглавит эту проверку. Если краевая прокуратура, то мэр может спать спокойно, поскольку краевого прокурора Василенко не без оснований считают другом Копылова. Но если за дело возьмется приморское КРУ Минфина, то это может стать одним из вариантов отставки Копылова.
Однако основным сценарием по смене управления Владивостоком остается, конечно же, объединение краевого центра с его городом-спутником Артемом. В этой связи повышенный интерес вызывает конференция по местному самоуправлению под председательством заместителя руководителя президентской администрации Дмитрия Козака. Конференция пройдет в Хабаровске 26 июля, и не исключено, что Дарькину здесь удастся заручиться поддержкой кремлевского сановника - по революционному прецеденту с отставкой действующего мэра столицы субъекта.
В крае для такого переворота все готово. Есть результаты опроса, которые при хорошей работе юристов можно выдать за итоги референдума. Есть и основной претендент на должность и.о. - бывший первый вице-губернатор Александр Линецкий. Его растянутое во времени из-за отпуска увольнение можно расценивать как официальный увод финансовой составляющей будущей избирательной кампании из краевой администрации в так называемый реальный сектор экономики. Кстати, есть даже условная дата выборов - 3 ноября, на которое депутаты Законодательного собрания планируют назначить довыборы в краевой парламент по 21 и 37-му округам. В общем, дело только за волевым решением губернатора.
Риск есть. Главная опасность - в возможном проигрыше кандидата от губернатора. В принципе альтернативу Линецкому найти можно, но кто бы ни был на месте кандидата от губернатора, он ни в коем случае не должен проиграть. Любой "свой" победитель автоматически становится зависимым человеком.
Среди остальных факторов риска один из основных - это злосчастный форум АТЭС. По кулуарным признаниям некоторых членов полпредовских комиссий, подготовка к его проведению оставила более удручающее впечатление, чем прозвучавшая в докладе главного федерального инспектора по Приморью Сергея Шерстюка неудовлетворительная оценка. Начинать свою деятельность, пусть и в должности и.о. мэра, с международного позора губернаторскому протеже не хотелось бы. Сразу после форума наступает другое испытание - отопительный сезон. И здесь, по прогнозам управляющего ДВЭУК Виктора Мясника, все может сложиться не так гладко, как в сезоне 2001/2002. Ну а если от греха подальше отложить "городской переворот", то в 2003 году результаты проверок полпредовских комиссий уже не будут иметь никакого значения. Процедуру объединения Владивостока и Артема вновь надо будет начинать с нуля. Да и неизвестно, как сложатся отношения с Законодательным собранием, которое может и отказаться от своей лояльности к губернатору. Особенно если в будущем отопительном сезоне вдруг что-то не заладится.
Губернатор уверяет, что зима для него уже не является знаковым испытанием. Если эта уверенность, что называется, чистой воды и Дарькин на самом деле располагает мощным менеджерским потенциалом, представления о котором за прошедший год Приморье так и не получило, то субъективные факторы риска в связи со сменой управления Владивостоком его пугать не должны. То есть момент истины наступает не только для мэра краевого центра, но и для самого губернатора.
Владивосток