Сразу же после войны в крайне голодные времена в Псковском и Чудском озерах самая ценная рыба здешних "морей" судак вылавливалась без каких-либо ограничений, варварскими, говоря откровенно, методами (то есть тралами). В результате народ-то накормили, а вот запасы "царской рыбы" значительно истощили. И если в 1951 г. выловили 170 тонн судака, то в 1959 г. рыбаки смогли добыть только 20 тонн. Понадобилось 30 лет, чтобы восстановилась численность этой рыбы. Сегодня, увы, история повторяется.
Перестроечные новации разорили местные рыбколхозы, зато (вкупе, конечно же, с потеплением и большой водой) судак пошел в рост. В начале 90-х гг. его запасы в озере, как, впрочем, и леща с окунем, превысили все мыслимые и немыслимые прогнозы. Пострадала только ряпушка, которую погубили теплые зимы и пожрал тот же судак. Ученые говорят, что теперь ее запасы уже не восстановить. В 90-х, как и после войны, дабы совсем уж не заморить голодом население, администрация Псковской области, как заметил один из рыбаков, "одним пинком ноги открыла калитку в озеро". Ловить разрешили всем и все подряд.
В итоге если ранее на озере рыбачили 7 рыбколхозов, то ныне здесь хозяйничает более шести десятков рыбодобывающих предприятий, а на берегу возникло немеренное количество рыбообрабатывающих цехов. Одних только заводов по выработке филе судака и окуня (а на Западе филе из хищных рыб пользуется большим спросом) уже полдюжины. Беда только, что сырье им теперь приходится завозить из-за пределов региона, потому что рыбки в озерах, увы, опять стало критически мало: порыбачили в эти годы "славно".
И это при том что ловят рыбаки значительно больше, чем им выделено по квотам. То есть реальный вылов, мягко говоря, не имеет ничего общего с официальной отчетностью. В 1999 г. наука дала добро на вылов 550 тонн судака, а поймали, если верить документам, только 200 тонн. В прошлом году разрешили вылов 300 тонн, а выловили всего 59 тонн. В этом году "судачья" квота определена всего в 120 тонн. Сколько выловят на самом деле, еще неясно, но в псковском отделении ГосНИОРХа убеждены, что до планки рыбаки не дотянут... Но если так мало ловят, почему в водоемах рыбы все меньше и меньше?
Пытались было бороться с "неприписками", выделяя тем, кто больше поймал, и квоты побольше. Но рыбаки быстро смекнули что к чему: они компенсируют массу выловом рыб неценных пород, то есть лещом, снетком и даже ершом. Впрочем, с профессиональными рыбаками еще можно "справиться", у них еще есть какие-то понятия о приличиях. Что делать с браконьерами?
Народ, оказывается, в это дело за десять лет втянулся, опыт приобрел, большинство на рыбалку как на работу ходит. И если десять лет назад рыбколхозы стонали от воровства дефицитных сетей, то сегодня китайскую сеть в магазине можно купить за сотню с небольшим. Ее, правда, хватает на несколько раз, но кого это останавливает? Два-три судака пойманы - и сеть уже себя окупает. А если с полдюжины рыбок вытащить, можно окупить и расходы на штрафы рыбинспекции.
Схема простая, как все гениальное. Берешь лицензию на одну сеть (стоит она буквально копейки), а в рюкзак кладешь с десяток. При появлении рыбинспектора топишь и сети, и рыбу. И пусть он докажет, родной, что ты рыбу ловил, а не катался на моторке или "резинке" под луной. Кстати, если раньше браконьерили вдоль берега, то теперь на Псковском озере места "живого", то есть браконьерами не обжитого, не осталось. Была даже идея, высказанная как-то на рыбохозяйственном совете, ограничить зону прогулок для любителей ночных и дневных катаний 100 метрами от берега. Впрочем, запреты ныне не действуют: они только профессиональным рыбакам руки связывают, а браконьерам закон "по чешуе". Странно только, что, когда директор местного отделения ГосНИОРХа Евгений Афанасьев заикнулся было о полном запрете на ловлю сетями, никакой реакции не последовало. Промолчали и в администрации, и в рыбинспекции и, естественно, сами рыбодобытчики.
Афанасьев говорит о необходимости полного запрета сетного лова до ледостава. Во-первых, рыба успела бы накопить жирок, а зимой рыбаки все потери без проблем компенсировали бы. Во-вторых, браконьеру в холода труднее делать свое черное дело. Не вышло. Более того, по предложению эстонской стороны с 1 сентября вылов судака разрешили сетями с ячеей в 55 миллиметров вместо 65, которые разрешены ныне. То есть рыбаки примутся за молодь. И тогда на филе пойдет судак, который еще ни разу не нерестился (судак дает потомство на пятый, реже - на четвертый год жизни). Тогда о пополнении запасов судака в озерах можно будет забыть.
Кстати, на Чудском озере ситуация получше. Там все-таки пограничная зона, доступ "чужих" на берег ограничен, моряки-пограничники заодно и рыбоохраной занимаются. А Псковское озеро - натуральный проходной двор. Под завязку заваленный брошенными браконьерскими сетями. Это еще одна беда озера. Сети ложатся на дно, в них гниет рыба, они затрудняют доступ судака к нерестилищам. Судак действительно рыба царская. Он делает гнездо на чистом песке и в место, где грязная вода, нереститься не пойдет.
И вроде бы все согласны, что нужно потихоньку озеро чистить. Да вот на какие гроши? Из шести десятков рыбодобывающих фирм только одна решилась пройтись с кошкой по небольшой территории озера. За полтора месяца рыбаки фирмы "Экватор" выловили более 5 тонн (!) сетей, что обошлось им в 200 тыс. руб. А кому захочется работать себе в убыток? Кстати, через неделю после окончания работ на той же акватории выловили 42 сети...
По словам Евгения Афанасьева, заниматься озерами администрация области начала только в прошлом году, до этого там словно бы и не знали о существовании Чудского и Псковского. Правда, начали чиновники свою работу с того, что лишили ГосНИОРХ квот на исследовательский вылов рыбы. А потом раздали лимиты "близким" к администрации фирмам. Тогда даже прокуратуре пришлось вмешиваться. А теперь вот при администрации создали отдел природопользования, может, он что-то сможет сделать?
Правда, за те 10 лет, что администрация не занималась особенностями национальной рыбалки, на берегу сформировалась мощная цепь скупщиков рыбы. Их так много, что они уже конкурируют между собой и борются за браконьерский улов. И цены на рыбу у них значительно выше, чем у мощных рыбзаводов, вынужденных платить налоги и т.д. Впрочем, не секрет, что и рыбообработчики не прочь попользовать скупщиков. Иначе чем объяснить тот факт, что пока еще ни один рыбзаводик, количество которых в области явно не соответствует рыбным запасам, не обанкротился.
Вот и получается, что до осенней путины почти месяц, а рыба из озера идет потоком. По некоторым данным, на Талабских островах ежедневно скупается для переработки до полутора тонн рыбы, в деревне Толбица каждый день с приемного пункта бизнесмены увозят 800 кг. Но милиции до этих проблем дела нет, а рыбинспекция, как известно, хозяйничает только на воде. Хотя, похоже, порядок надо наводить именно на берегу.
Псков