Пока столичные и красноярские аналитики глубокомысленно морщат лбы, рассуждая с телеэкранов и газетных страниц о рейтингах и шансах кандидатов в губернаторы Красноярского края, в регионе ширится предвыборная шизофрения. Ощущение такое, что на въезде в край распахнулся шлюз и в Красноярск хлынул мутно-пестрый поток обделенных судьбой личностей со всей России и даже из-за ее пределов.
Ситуация усугубилась еще и тем, что крайизбирком, ссылаясь на необходимость приведения краевого законодательства в соответствие с федеральным, продлил срок подачи заявлений о регистрации кандидатов в губернские начальники с 21 июня до 3 августа. Так что в ближайшее время желающих "порулить" краем, несомненно, прибудет. Хотя на 3 июля в этом внушительном списке и так значилось уже 24 человека.
Понятно, что собрать 23 тысячи подписей, необходимых для регистрации в качестве кандидата, смогут далеко не все из них. Пенсионеры, безработные, а также люди с нездоровым блеском в глазах, явно лишь по упущению медиков не имеющие при себе справки о гражданской недееспособности, вряд ли могут на что-то рассчитывать. И покуда основные конкуренты - председатель краевого Законодательного собрания Александр Усс, губернатор Таймырского автономного округа Александр Хлопонин и глава администрации краевого центра Петр Пимашков - не торопятся вступать в реальный клинч друг с другом, мелюзга, резвящаяся на ковре красноярского политического цирка в отсутствие взрослых, что ни день закатывает истерики и скандалы на пресс-конференциях и в телеэфире. Едва ли не каждый день на берега Енисея, потрясая подарочными стеклянными бусами для электората, высаживается новый "спаситель" "дикого края".
Вожаком "буйных" стал, пожалуй, самый инфернальный персонаж среди коверных предвыборного шапито - гробовщик из Москвы Герман Стерлигов. В приснопамятное перестроечное время он вместе со своей овчаркой Алисой создал в столице одноименную биржу. Затем судьба долго мотала его по просторам Родины. И вот наконец закинула в Красноярск, где Стерлигов заявил, что с былым авантюризмом покончено и теперь он "чувствует своим долгом стать губернатором Красноярского края". Лозунг, под которым Стерлигов продвигает свой ходовой товар, в Москве хорошо известен: "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики".
Кафкианский юмор гробовых дел мастера красноярцы переварили спокойно. Однако сам Стерлигов вдруг занервничал и принялся расписывать прессе, что представители одного из избирательных штабов угрожали "похоронить его в его же собственном гробу". Однако местная общественность сходится во мнении, что без него на выборах скучнее будет.
Еще одной звездой стал первый советский легальный миллионер, а ныне житель Лондона Артем Тарасов. Заявив о своем намерении "наняться на работу губернатором края", пусть даже и с очень низкой зарплатой, Тарасов мелькать на публике не стал и тут же убыл назад в Лондон шлифовать свое обращение к народу. Красноярцы только и успели запомнить из его речей, что он "вместе с еще тремя тысячами бизнесменов контролирует третий в мире по величине капитал" и что он "имеет право звонить по домашнему телефону Биллу Гейтсу и хозяину "Крайслера". (А вот, к примеру, тот же Хлопонин права такого уже не имеет, ненавязчиво поучал Тарасов доверчивых туземных жителей Красноярска.)
Только было приемный сын туманного Альбиона растаял на горизонте, как на манеж выбежал еще один карикатурный персонаж - некто г-н Оскирко из иркутского птицепрома. Сей достойный муж в своих эскападах явно пытается наследовать Жириновскому. Увы, и размах не тот, и куража маловато у залетного элдэпээровца. Актерских данных хватает только на то, чтобы рявкать "Отставить!" в ответ на все "провокационные" вопросы. Да еще именовать вождя ЛДПР маршалом, а себя в предвыборном походе - лейтенантом.
На фоне этого политпаноптикума кандидат от КПРФ, доктор экономических наук Сергей Глазьев выглядит куда как благопристойно. Однако академические его рассуждения регулярно перемежаются партийными обещаниями разобраться с теми олигархами, "кто в свое время за гроши получил в собственность огромные природные богатства благодаря близости к ельцинской "семье". Понятно, что такие предвыборные лозунги в сырьевом регионе, контролируемом крупнейшими финансово-промышленными группами страны, к успеху привести не могут.
Разумеется, главный спектакль ждет красноярцев в сентябре. Голодной же армии местных и заезжих пиарщиков есть хочется каждый день. Вот они и отрабатывают свое денежное довольствие. Вначале в крае тиражом 400 тыс. экземпляров появился выпуск газеты "Наша губерния" в поддержку одного из кандидатов в губернаторы. Проверка показала, что это издание нигде в России не зарегистрировано. Главное управление внутренних дел края ведет расследование по этому факту.
Затем ловцы избирательских душ привезли из Москвы двойника председателя Заксобрания края Александра Усса. Правда, столичного Усса зовут Анатолием. Но неискушенному избирателю будет недосуг разбираться в тонкостях анкетных данных кандидатов. Так что сколько-нибудь процентов голосов у Усса-большого Усс-малый в итоге отнимет. А больше от столичного "дублера" никто ничего и не требует.
А на днях летучие PR-команды приступили уже к тотальному зомбированию мозгов красноярских избирателей. 28 июня анонимно, без указания выходных данных, появился фальшивый номер газеты "Красноярский рабочий", наиболее авторитетного и высокотиражного издания региона. Под логотипом солидной и выдержанной по стилю газеты вышли совершенно хамские и бредовые заметки, подписанные псевдонимами. В "двойнике" досталось практически всем основным кандидатам в губернаторы. Одни, как выясняется, "взрывали дома в Москве", а другие, будучи еще школьниками, "грабили односельчан", "крышевали" спекулянтов, гребли взятки и за несколько бутылок водки покупали себе диссертации...
ГУВД края возбудило по этому случаю уголовное дело. Сейчас ищут типографию, где был напечатан весь этот бред тиражом 500 тыс. экземпляров. В Красноярске прикидывают, кому же все-таки это газетное хулиганство было выгодно. Но люди знающие и опытные советуют приберечь негодующий пафос. Впереди еще явно не одна провокация.
Красноярск