В день 195-летия Ижевского оружейного завода в столицу Удмуртской Республики перевезен из Толгского монастыря Ярославской области прах основателя завода генерала Андрея Дерябина.
Инициатором перезахоронения праха генерала Дерябина стал доктор наук Евгений Шумилов, автор многих книг по истории Удмуртии. Он восстановил биографию Дерябина, нашел упоминание о его могиле в Свято-Введенском Толгском монастыре и, что весьма существенно, отыскал в архивах письмо генерала сыну с последними распоряжениями, в котором не обговаривалось место захоронения. Руководство ОАО "Ижмаш" - преемника Ижевского оружейного завода, власти города и республики обратились к Патриарху Алексию II и губернатору Ярославской области Анатолию Кислицыну с просьбой разрешить перенос останков Андрея Дерябина в Ижевск.
Андрей Дерябин окончил Санкт-Петербургское горное училище, продолжил образование в Германии, Франции, Англии. Был управляющим Колыванскими и Нерчинскими заводами, потом - с 1801 года - всех уральских железоделательных заводов: Гороблагодатских, Камских, Пермских, Богословских и Дедюхинских, а также рудников и соляных промыслов. При нем началась реконструкция устаревших производств. Были переделаны и усовершенствованы машины, заведены образцовые мастера и техники, в значительной степени увеличено производство металла. Все это время Дерябин вынашивал мысль основать в глубине России новый современный оружейный завод. В поселке Ижевский завод он оказался в 1801 году и определил именно здесь возвести большое оружейное предприятие вместо старой ветхой фабрики. Закладка произошла в 1807 году. Нужно было спешить: над Россией нависла угроза со стороны Франции, русская армия нуждалась в перевооружении.
В короткое время хиреющий поселок превратился в город-завод: построены каменные здания, соборы, два завода - оружейный и железоделательный, осушены болота, появились сотни жилых домов. Три года Дерябин жил в Ижевске и лично следил за строительством.
Потом он возглавил в Питере Горный корпус, стал основателем и первым директором Департамента горных и соляных дел. Получил чин оберберггауптмана четвертого класса: такой в России имели всего три чиновника. Дерябин вошел в круг наставника Александра I Михаила Сперанского, а потом вместе с покровителем впал в немилость за участие в масонской ложе, был разжалован и оказался в добровольном изгнании в гомельской родовой усадьбе своего друга и родича графа Румянцева. Там он и скончался. Тело его было перевезено женой и предано земле в девяти верстах от Ярославля.
- Это управленец, какому не было равных в начале XIX века, человек, соединивший прагматизм с романтическим сердцем, - считает генеральный директор "Ижмаша" Владимир Гродецкий. - Он не только строил завод на основе новейших для его времени технологий, он строил город и для этого пригласил только что вернувшегося из Италии ученика знаменитого питерского зодчего Андреяна Захарова - Семена Дудина.
Просьба ижевчан о перезахоронении генерала Дерябина рассматривалась два долгих года.
- Перезахоронение - явление чрезвычайно редкое и канонами церкви не приветствуется, однако допускается в исключительных случаях, - объяснил архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай. - Я был свидетелем перезахоронения адмирала Николая Амурского из Парижа во Владивосток. Как Николай Амурский для Приморья, так и Андрей Дерябин для Ижевска - фигура исключительной важности. Андрею Федоровичу обязан весь Ижевск, который и городом-то стал во многом благодаря стараниям этого неординарного человека.
После того как разрешение было получено, нужно было еще найти точное место захоронения. Судя по документам, оно располагалось у алтаря Крестовоздвиженского храма рядом с усыпальницей графов Румянцевых. Но надгробные плиты давно были сорваны и выброшены за пределы монастыря. К счастью, в архивах сохранилась схема размещения гробниц.
Когда место было обозначено, служители монастыря вскрыли пол на глубину до двух метров и собрали землю с остатками сгнившего гроба и тканей в ковчежек. Настоятельница монастыря игуменья Варвара отслужила панихиду и передала ящик с прахом ижевчанам.
В Ижевске гроб с ковчежцем внутри временно поместили в музей "Ижмаша", до той поры, когда в ограде Александро-Невского собора - бывшего заводского храма - будет построена часовня-усыпальница.
Кстати, многими нынешними памятниками архитектуры Ижевск обязан зодчему Семену Дудину, которого некогда пригласил сюда Дерябин. В первую очередь это главный корпус Оружейного завода с башней и курантами, ставший символом Ижевска. Напротив него - бюст Андрея Федоровича Дерябина, отлитый мастеровым самоучкой Иваном Ситниковым по собственному эскизу. Бюст был установлен еще до революции на пожертвования рабочих и служащих завода и революционные бури не тронули его.
Ижевск