В Приморском крае 9 июня пройдут довыборы в Законодательное собрание. На 23 вакантных депутатских мандата претендуют 133 кандидата. Для Приморья это не рекорд, но и эти цифры не отражают всю политическую значимость предстоящего события.
Интерес к выборам огромный. От того, каким будет персональный состав краевого парламента, зависит очень многое. Например, продвижение непопулярных в крае реформ новой краевой администрации. Суть основных реформ заключается в попытках приучить приморцев расплачиваться своими кровными за все блага цивилизации - от света до тепла. Причем по полной программе. В пересчете на рубли это тянет на 1,5-2 тысячи в месяц. Для рядовых граждан - сумма неподъемная. Не случайно главная энергетическая компания края "Дальэнерго" только за прошедший год накопила дебиторскую задолженность больше, чем за семь предыдущих. Вызывают недовольство отдельных слоев населения и попытки краевой администрации сменить менеджмент на крупных приморских предприятиях. Населению было бы все равно, если бы ситуацию не подогревали известные в крае люди - от депутата Госдумы РФ Виктора Черепкова до председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко. Со страниц местной прессы и телеканалов они время от времени вещают о разрушительной политике молодого губернатора Дарькина, и, как ни странно, их проповеди находят своих благодарных слушателей.
Сегодня администрацию края мало трогает критика со стороны. С еще действующим созывом краевого парламента ей удается проводить такие законы, с которыми не страшно любое общественное мнение, исподволь формируемое "обиженными" политиками, чиновниками и бизнесменами. Но в том-то и проблема, что после 9 июня состав Законодательного собрания претерпит существенные изменения и все может резко измениться.
- У нас фактически не осталось времени для непопулярных решений, - признался корреспонденту "НГ" первый вице-губернатор Александр Костенко. - Поэтому нам очень важно, каким будет состав краевого парламента. Я работал заместителем уссурийского мэра, когда между ним и местной Думой существовал неразрешимый конфликт. Я знаю, что это такое - тупик.
О важности депутатских персоналий говорит и Виктор Черепков. По его мнению, идеальный состав Законодательного собрания должен состоять на 33% из "черепковцев" и в таких же пропорциях из "дарькинцев" и "наздратенковцев". Но краевую администрацию, похоже, такие пропорции не устраивают, и только на популяризацию выборов она намерена выделить 6 млн. руб. Цель административной агитации понятна - повышенная явка значительно уменьшает шансы на прохождение в парламент кандидатов от Черепкова. Избиратели Черепкова - самые дисциплинированные, но их уже не так много, как во времена противостояния экс-мэра Владивостока и экс-губернатора Наздратенко.
Кстати, весьма запутанная ситуация складывается с так называемыми наздратенковцами. Их явный лидер мэр Владивостока Юрий Копылов отказался от участия в выборах, а остальных различить в общей массе кандидатов довольно сложно. В кулуарах приморского "Белого дома" утверждают, что Дарькина не устраивает победа не более десятка кандидатов. Примерно такое количество составляют кандидаты от Черепкова. Следовательно, "наздратенковцев" среди кандидатов практически нет, и это отчасти можно объяснить демаршем Юрия Копылова. Сам Копылов мотивирует свое решение тем, что президент РФ подписал указ о запрещении совмещения полномочий глав муниципальных образований и депутатов.
Но главы еще трех муниципальных образований края - Артема, Пожарского и Кавалеровского районов от участия в выборах не отказались. Победа оставляет им возможность для дальновидной политической рокировки "мэр-депутат", когда и на муниципальном образовании можно своего человека оставить, и в краевом парламенте место забронировать. Получается, что у владивостокского главы с планами на будущее возникли серьезные проблемы. Наблюдатели связывают это с возможным скорым переводом в другой регион краевого прокурора Валерия Василенко. Есть мнение, что именно прокуратура остается на сегодня последним щитом для мэра Владивостока, добрая половина заместителей которого уже перебывала под следствием. К слову, краевой прокурор оказался единственным "силовиком", уцелевшим в крае после кадровых чисток полпреда Пуликовского. Еще 16 ноября 2000 года Пуликовский пообещал, что сменит в крае руководителей всех силовых структур. С ФСБ и УВД слово генерала не было брошено на ветер, а вот с краевым прокурором не получилось. Пока не получилось. Но "отступление" Копылова уже спровоцировало слухи о кадровых переменах в последнем краевом бастионе бывшего губернатора Наздратенко.
Впрочем, отсутствие явных "наздратенковцев" в списке кандидатов отнюдь не означает, что избирательная борьба сведется к противостоянию между "дарькинцами" и "черепковцами". Особенностью довыборной кампании, как и прошлогодней декабрьской, является солидное представительство кандидатов-бизнесменов, с именами которых связывают право собственности на самые доходные отрасли приморской экономики. Но если в декабре они считались союзниками Дарькина, то сейчас скорее всего работают исключительно на себя. Пример Дарькина, который в его бытность бизнесменом не был для многих из них даже равным из равных, наглядно продемонстрировал максимум пользы от пребывания во власти. Депутатство дает им возможность отщипнуть от этого максимума что-то и для себя. Если, конечно, им удастся победить на выборах.
Владивосток