- Сергей Алексеевич, наблюдается ли в последнее время рост преступности на Северном Кавказе?
- Судите сами: число вооруженных преступных формирований в Южном федеральном округе с 1994 года выросло в 3,6 раза, а бандитских формирований - в 1,7 раза. Резко, почти наполовину увеличилось и число совершаемых ими преступлений. Количество же оружия, находящегося в незаконном владении у населения, постоянно растет, что дает основания говорить о новой неблагоприятной тенденции. На сегодня в структуре вооруженной преступности лидируют разбои (61%), прирост которых за 10 лет увеличился почти в четыре раза. Особо тревожит тот факт, что организованная преступность стремится легализоваться в создаваемых ею коммерческих структурах и рвется во власть. Лидеры криминального мира пытаются установить контроль над крупнейшими предприятиями.
- Но, согласитесь, в нашей стране не так уж просто честно вести бизнес.
- Да, к сожалению, в стране для предпринимателей до сих пор не созданы нормальные условия, при которых можно работать честно, не опасаясь за свою жизнь. Приватизация лишь усугубила положение. Свой вклад в повышение уровня преступности вносит коррумпированное чиновничество. Не случайно в своем Послании к Федеральному собранию Владимир Путин отметил, что нынешняя организация работы госаппарата способствует коррупции. Коррупция - это не результат репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер - тем больше взяток и чиновников, их берущих. Естественно, не является исключением и Юг России. За совершение тяжких экономических преступлений, связанных с хищением и нецелевым использованием пенсионных средств, были привлечены к уголовной ответственности руководители отделений пенсионных фондов республик Дагестан, Кабардино-Балкария, Ставропольского края. Растут масштабы невозвращения из-за рубежа валютной выручки, а также вывоза капитала, осуществляемого под прикрытием внешнеэкономических операций. Инвестирование капиталов в производственные и коммерческие предприятия, способствующие развитию нормальных рыночных отношений в регионе, по-прежнему рассматривается частью предпринимателей как невыгодное, поскольку прибыль в этом случае значительно ниже, чем от вложений в сферы теневого и криминального бизнеса. Отсутствие же реальных шагов по преодолению указанной тенденции создает благоприятные условия для расширения теневых отношений в экономике региона. В кредитно-финансовой сфере также наблюдаются хищения кредитных средств, выдачи заведомо безвозвратных сумм.
- Сергей Алексеевич, какие экономические преступления, на ваш взгляд, характерны для Юга России?
- Одним из распространенных видов преступности является изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг. Причем значительная часть поддельных долларов США, выявленных на территории России в последнее время, была произведена в Чечне. Намечается тенденция роста числа преступлений в топливно-энергетическом комплексе. Преступные группировки активно вывозят из региона нефтепродукты, цветной металл, буровое оборудование. Средства, получаемые от незаконной торговли нефтепродуктами, были одним из источников финансирования незаконных вооруженных формирований и организованных преступных группировок. Привлекательным направлением деятельности для криминальных структур региона является производство и реализация фальсифицированной алкогольной продукции. Расширяется сфера преступной деятельности криминальных структур, действующих и в агропромышленном комплексе, прежде всего занимающихся формированием теневого рынка зерна.
- Выходит, что рост организованной преступности на Северном Кавказе будет наблюдаться и впредь?
- И не только в нашем регионе, но и по всей России. В ближайшей перспективе следует ожидать укрупнения преступных организаций, контролирующих отдельные сферы экономики, промышленного производства, конкретные территории и регионы. Стремясь более глубоко проникнуть в легальную экономику, лидеры преступных сообществ попытаются монополизировать свою деятельность в ее наиболее рентабельных отраслях. Но, пожалуй, особое место в сфере интересов организованных преступных групп будет занимать наркобизнес. И прежде всего в силу его огромной прибыльности. Уже сегодня динамика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на Северном Кавказе оценивается как неблагоприятная. Проблема распространения наркотических средств тесно связана с угрозой криминализации муниципальных образований, так как наряду с ростом числа употребляющих наркотики в такой же прогрессии возрастает и количество преступлений, связанных с наркобизнесом. Наркоманы становятся разрушительным орудием в руках наиболее оголтелых экстремистских политических сил и используются ими в организации массовых беспорядков, разжигании этнических конфликтов. Не стоит сбрасывать со счетов и нелегальные миграционные процессы, которые сегодня приобретают черты динамичной и тщательно организованной преступной деятельности, осуществляемой международными криминальными структурами в форме переброски мигрантов через границы различных государств. В качестве организаторов переправы мигрантов на Северный Кавказ выступают представители афганских, пакистанских, китайских и иных общин, осевших на территориях России, Украины и Белоруссии. Два года назад был выявлен и пресечен канал незаконной миграции через территорию Ростовской области членов экстремистской организации "Тигры освобождения Тамил Илама".
- Как же бороться с организованной преступностью?
- В концентрированном виде президент России сформулировал основные направления приложения усилий правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Послании к Федеральному собранию: это защита прав граждан, жесткая борьба с рэкетом, административным произволом и коррупцией. Для решения этих задач необходимо оптимизировать структуру и координацию деятельности северо-кавказских правоохранительных органов и спецслужб, их взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Целесообразно перевести на новый качественный уровень информационно-аналитическое обеспечение борьбы с организованной преступностью. Это позволит сосредоточить ограниченные силы и средства правоохранительных органов на наиболее значимых направлениях борьбы с этим явлением. Но чтобы воздействовать не на следствие, а на причину роста преступности, необходимо возвести правовое воспитание населения в ранг государственной политики.
Ростов-на-Дону