Сегодня на очередном заседании депутаты Законодательного собрания Приморского края в числе прочих вопросов повестки дня рассматривают во втором чтении проект закона "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований".
Автором этого любопытного документа является отдел законодательной инициативы краевой администрации. В первом чтении законопроект "о территориальном переделе" Приморья был принят еще 28 февраля, но о необходимости оптимизировать структуру управления, укрупнив территориальные образования края, губернатор Сергей Дарькин говорил едва ли не с момента своего избрания. По его мнению, из существующих на сегодня 39 муниципальных образований Приморья нужно "слепить" вдвое меньше. "Это позволит в будущем сократить расходы на содержание управленческого аппарата и использовать сэкономленные средства на экономическое развитие муниципальных образований" - так записано в финансово-экономическом обосновании законопроекта.
Что можно будет сделать в будущем на сэкономленные таким образом средства, сказать сегодня сложно. Но в настоящем практически ни у кого нет сомнений, что окончательно принятый закон о муниципальных образованиях призван без шума и пыли в одночасье изменить персональный состав глав городских и районных администраций. Причем по варианту, предложенному губернатором. Подтверждением тому может служить, пожалуй, главная статья законопроекта, принятого в первом чтении, в которой дословно прописано, что "одновременно с вступлением в силу закона о вновь создаваемом муниципальном образовании губернатор Приморского края постановлением обязан назначить исполняющего обязанности главы муниципального образования. Полномочия исполняющего обязанности главы муниципального образования начинаются с момента назначения и продолжаются до вступления в должность избранного главы муниципального образования... Полномочия органов местного самоуправления преобразованных муниципальных образований заканчиваются немедленно; должностные лица исполнительных органов местного самоуправления преобразованных муниципальных образований исполняют свои должностные обязанности до момента назначения или сокращения".
Вот такой, понимаешь, маленький государственный переворот в отдельно взятом субъекте РФ, на который до сих пор не может решиться даже президент Путин в масштабах страны, выстраивая вертикаль власти. Впрочем, справедливости ради стоит вспомнить, что идея территориального перекраивания Приморья принадлежит не Дарькину. Еще в 1994 году подобный законопроект выносился на обсуждение приморской Думы депутатами прочерепковской фракции "Наш город". Но поскольку Черепков и Наздратенко в то время, мягко говоря, не были большими друзьями, законодательная инициатива депутатов была забыта до лучших времен. Лучшие времена, как видим, наступили. Тем более что большинство Законодательного собрания Приморья составляют депутаты от Владивостока, а им, как и новому губернатору Дарькину, очень хотелось бы сменить нынешнего главу Владивостока Юрия Копылова. Открыто об этом не говорят, но, как только появились первые сообщения о разработке законопроекта, тут же возникли предположения о возможном объединении Владивостока с его городом-спутником Артемом. В этом случае Копылов, чьи полномочия истекают в 2004 году, утратит согласно законопроекту статус мэра, а на его место посадят "нужного" человека, который, можно не сомневаться, победит на объявленных выборах. Сценарий такого варианта развития событий уже был обыгран в Хасанском районе, где в прошлом году за три месяца до выборов главы "ушли" в отставку прежнего хозяина района Анатолия Мельниченко. Вместо него назначили "дарькинца" Виктора Кривулина, который сегодня уже в ранге законно избранного руководителя управляет Хасанским районом.
Конечно, одним Копыловым дело не ограничится. В краевой администрации недовольны, например, и главой Кавалеровского района Сергеем Плевако, которому открыто предлагал уйти в отставку первый вице-губернатор края Александр Костенко. Да и вообще закон универсален тем, что он не требует разовой территориальной реструктуризации. Нелояльных можно сменить сейчас. По остальным - принять решение в зависимости от ситуации и результатов на следующих выборах, которые в подавляющем большинстве муниципальных образований пройдут раньше чем губернаторские. Единственная загвоздка на пути прохождения законопроекта - это некоторые шероховатости в плане соответствия конституционным нормам. Так, например, решение о преобразовании или упразднении муниципального образования по законопроекту принимается на референдуме или путем соцопроса не менее 2% населения. Однако статья 12 фактически нивелирует любые результаты народного волеизъявления, поскольку устанавливает, что в случае отрицательного голосования решение о судьбе того или иного муниципального образования может быть принято большинством краевого парламента. Не случайно краевая администрация торопится принять закон именно с этим Законодательным собранием. Неизвестно, каким будет состав следующего, выборы которого предстоят 9 июня, а со всеми уровнями исполнительной и законодательной власти в крае необходимо разбираться именно сейчас. Губернатор и его заместители не раз сетовали на то, что инерционность мышления на местах не позволяет им со всей эффективностью проводить задуманные реформы.
На местах, к слову, всю губернаторскую силу нового закона раскусили сразу. В Думу уже поступило немало поправок, предложений и протестов от глав и муниципальных комитетов, в частности Дальнегорска, Кавалерово, Арсеньева. Кстати, география авторов поправок в принципе высвечивает те муниципальные образования, где местные органы исполнительной и законодательной власти испытывают наибольшие опасения за свое уже ближайшее будущее. Депутаты от поправок не отказываются. В законопроекте, который будет выноситься на второе чтение, право утверждения исполняющих обязанности глав преобразованных муниципальных образований закреплено за Законодательным собранием, а их выдвижение может осуществляться как губернатором, так и парламентом. Правда, подобные поправки выглядят скорее как страховка в договоренностях с губернатором на предмет будущего трудоустройства уходящего на покой парламента. Мол, мы тебе Владивосток, а ты нам помоги избраться в Законодательное собрание. По сути же, ясно, что Законодательное собрание и губернатор Приморского края работают сейчас в одной упряжке.
Приморье