Во время "прямой связи" президента России с народом 18 декабря прошлого года имам одной из казанских мечетей спросил Владимира Путина, как он относится к исламу. Президент отвечал с большим чувством, сделал исламу пару комплиментов, остановился на мирном, насчитывающим столетия сосуществовании двух традиционных религий, что делает Россию совершенно уникальной страной. Для русского уха - ничего нового. Зато российских мусульман, да и не только российских, ответ президента взволновал до глубины души. С тех пор как большевики, освободив Казань от белочехов в начале девятнадцатого года, прилюдно расстреляли имама Сенной мечети Ибрагима Апаная, положив начало кровавому террору, российская власть впервые на столь высоком уровне громко и открыто заговорила о проблеме подготовки кадров мусульманского духовенства.
Уже на следующий день я звонила в Духовное управление мусульман Татарстана, чтобы выяснить, как здесь собираются воспользоваться столь благоприятным для них моментом. Ведь за язык президента Путина никто не тянул - вот пусть и раскошеливается на Российский исламский университет. Хотя бы половину финансирования пусть берет на себя. Заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла-хазрат соглашался и поддакивал, дескать, конечно, ведь президент Шаймиев свою часть работы выполнил. Университет размещается в прекрасном, полностью отреставрированном и оборудованном здании, отданном Духовному управлению в безвозмездную аренду на двадцать лет. Все бремя расходов по содержанию университета лежит только на республике, хотя учатся в университете не только татары - студенты десяти национальностей из двадцати российских регионов.
Но Валиулла-хазрат все что-то не договаривал...
Усуль-аль-джадид - новый метод российского ислама
Покорив Казанское ханство в 1552 году, Иван Грозный заложил два храма. Собор Василия Блаженного в Москве - венец победы православия над исламом. И Благовещенский собор в Казанском кремле, положив в его основание надгробные плиты именитых татар, насильственную христианизацию мусульман и полное бесправие завоеванного народа. Особенно жестоким и бессмысленным было притеснение татар в царствование Петра I. Бунт, равный по своей силе гнету, готов был захлестнуть Россию. Однако взошедшая на российский престол Екатерина Великая одним своим Указом от 17 июня 1773 года "О терпимости всех исповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся иноверных исповеданий..." разрешила непростую ситуацию. Условием мирного сосуществования объявлялось терпимое отношение ислама и православия, мусульман и христиан друг к другу.
Понадобилось не так уж и много времени, чтобы ислам в России "раскрылся" всем гуманитарным ценностям, которые нес с собой просвещенный XIX век. В мусульманских мектебе и медресе появился новый метод (по-арабски усуль аль-джадид) преподавания Корана, как бы "упраздняющий" отдельные принципы раннего ислама. Ниспосланная Всевышним пророку Мухаммеду Священная Книга, вернее 40 ее глав (сур) из 114, если забыть, когда они писались, потрясают своей жестокостью, ибо разрешают мусульманину убивать неверных, встретившихся на его пути в любое время и при любых обстоятельствах. За исключением одного - вначале мусульманин должен постараться обратить неверного в свою веру. Именно этот ранний ислам исповедуют сторонники религиозно-политического движения Абдель Ваххаба. Не случайно ваххабитов называют "буквалистами", не считающими с историческими реалиями.
Вскоре усуль аль-джадид стал идеологией широкого общественного движения за обновление многих сторон жизни мусульман Поволжья. Это движение - джадидизм - востребовано нынче и в Европе. И в этом огромная историческая заслуга российских мусульман, высокообразованного татарского мусульманского духовенства. Высшие мусульманские учебные заведения, такие как "Мухаммадия", славились своими учеными мужами, здесь готовили не только мулл, богословов, но и специалистов светских профессий - арабистов, медиков, астрономов, математиков, юристов. Это был золотой век российских мусульман, уничтоженный большевиками.
Советско-мусульманский "самопал"
Конечно, советская власть занималась подготовкой мусульманских кадров, ибо не могла пустить столь важное дело на самотек. После войны возобновили свою деятельность закрывшиеся в двадцатые годы Бухарское и Ташкентское медресе. И с тех пор ежегодно 50 человек (на 70 млн. советских мусульман) становились их шакирдами. Правда, желающих было гораздо больше. Среди желающих был и нынешний председатель ЦДУМ России, Верховный муфтий, шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин.
Над воспитанием Талгата Таджуддина трудились последние из джадидистов, получившие образование еще в царской России. Обе его бабушки исполняли пятикратную молитву и читали Коран на арабском языке. В тринадцать лет он уже осознанно решил освоить арабскую графику, начал ходить в мечеть и со своим учителем освоил все религиозные дисциплины: арабский язык, Коран, Комментарий к Корану, заповеди пророка Мухаммеда. Он выбрал свой путь служения Всевышнему, когда ислам в очередной раз был унижен и загнан в подполье.
Легализоваться можно было, только получив разрешение светских властей: направление в медресе. Ему казалось, если он поедет в Бухару сам по себе и станет старательным шакирдом, возможно, удастся остаться, но через год его отчислили.
Вернувшись в 1967 году в Казань, он собрал мальчишек и девчонок и стал их учить по той системе, которая была принята в Бухаре. Это было подпольное обучение: приходили в назначенное время по одному, по два и так же расходились. Их учитель рисковал свободой, но не это его смущало более всего. Оглядываясь на своих учителей, которые доживали свой век, он страшился мысли, что на нем прервутся традиции в исламе, когда учитель многократно повторяет себя в своих учениках.
В день избрания председателем и муфтием ДУМЕС, а шел уже 1980 год, Талгат Таджуддин узнал, что от ДУМЕС, по сути, ничего не осталось. Из 14 500 мусульманских общин, которые были в 1928 году, выжили всего 94, возглавляемые глубокими старцами. И сменить их было некому. За сорок лет существования Бухарского медресе ДУМЕС получил всего десять направлений, а смогли закончить обучение и получить диплом 5-6 человек. С кем работать? Он уговорил своих бывших учеников поехать учиться в Бухару.
Среди его посланцев были будущие председатели ДУМ РТ, муфтии-раскольники Габдулла Галиуллин и Гусман Исхаков. В отличие от Талгата Таджуддина они не рвались в Бухару. А оказавшись там (конечно, не все, но в основном казанские), времени даром не теряли: параллельно с духовными дисциплинами осваивали азы предпринимательства. Тогда это называлось спекуляцией. Из Бухары в Казань везли зимние женские сапоги и шапки, которые шили в свободное от учебы время, а в Бухару из Казани везли шкурки, магнитофоны и японские платки. "Из своего неверия испили они в сердце Порочную привязанность тельцу", - говорится о таких в Коране.
Мечети для "братвы"
Прагматичные и агрессивные, они, не задумываясь, предали свою веру, оклеветали своего учителя, когда пришло время испытания долларом. Всего за пять тысяч председатель ДУМ РТ Габдулла Галиуллин переименовал Сенную мечеть в Казани, обагренную кровью мученика за веру благородного имама Ибрагима Апаная, и уважил знаменитого казанского бандита, пожелавшего, чтобы мечеть носила имя его умершего брата - "Нурулла".
Провозглашенный в августе 1992 года (в основном радикальными националистами) муфтием и председателем независимого ДУМ РТ, он сколотил команду из преданных, как ему тогда казалось, но не имеющих отношения к исламу людей. Таких, как бежавший из Октябрьска имам Гусман Исхаков, который делал там деньги, сдавая в аренду местной "братве" часть мечети, где они качали мышцы и хранили оружие; как шофер-недоучка Марс Залялетдинов, который до сих пор не освоил чтение намаза, зато, став полным хозяином соборной мечети "Марджани", переделал второй этаж памятника исламской архитектуры под офис. Или бывший артист эстрады Венер Якупов (он же Валиулла-хазрат, он же Венерулла, он же сегодня первый заместитель председателя ДУМ РТ), которого поставили на ректорство отвоеванного медресе "Мухаммадия", где крутились большие деньги, а шакирды кончали жизнь самоубийством. Этот скорбный список можно продолжить.
Только за первые пять лет независимости Татарстана количество мечетей в республике увеличилось в шесть раз, а число прихожан - лишь на двадцать процентов. В русской деревне Михайловке, где всего десять татарских дворов, да и русских не больше, выросла мечеть с четырьмя минаретами. Однако мечети продолжают строить. Год назад их количество перешагнуло за тысячу. Эти цифры нужны политикам, заинтересованным в том, чтобы в республику из исламских государств шли инвестиции.
Часть мусульманских храмов сразу же оприходовала "братва", кадры для них и вовсе ковались в "местах не столь отдаленных". А иначе разве можно было бы в мечети купить наркотики или подвергнуться изнасилованию? Сколько мусульмане добивались, чтобы нынешний председатель ДУМ РТ Гусман Исхаков убрал из мечети "Рамазан" своего друга имама Рустема Сафиуллина, пытавшегося изнасиловать несовершеннолетнюю. Ситуация разрешилась просто: "братва" обработала родителей девочки, а муфтий Гусман перевел Сафиулина в другую мечеть, хотя прокурорская проверка подтвердила преступное деяние.
"Чистые" и "нечистые"
И все-таки кадровая политика экс-муфтия Габдуллы Галиуллина и действующего муфтия Гусмана не смогла бы нанести такой урон российскому исламу, варись она в Поволжье в собственном котле. Но при первой же возможности Габдулла, а за ним и Гусман "рванули" в Саудовскую Аравию за знаниями. Гусман, став муфтием, и вовсе из Саудовской Аравии не вылезает.
В Саудовскую Аравию отправлялись шакирды первых в республике медресе. Чаще всего дети из нищенских, неблагополучных семей, а то и вовсе оставленные заботой пьяных родителей. Они ехали вкушать учености плоды, не известные доселе мусульманам Поволжья.
В 1994 году во время хаджа в Саудовскую Аравию к муфтию Талгату Таджуддину - а рядом с ним у входа в гостиницу стояли президент Башкирии Муртаза Рахимов, главы нескольких регионов с многочисленным мусульманским населением и председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин - подошли два профессора из исламского университета Медины со словами: "Муфтий-хазрат, неужели вы хотите повторить Афганистан в России? Вы же направляете сюда четырнадцатилетних детей. Они через несколько лет вернутся в Россию невменяемыми и устроят Афганистан обязательно..."
Вероятно, в этот момент что-то отвлекло внимание спикера татарского парламента, потому что власти никак не отреагировали на предупреждение. А верховный муфтий Талгат Таджуддин не скрывает: то, что сегодня идет в Чечне, планировалось начать в Татарстане.
В начале девяностых Татарстан, особенно Закамье, включая Альметьевск, Набережные Челны, Елабугу, буквально оккупировали арабы, спешившие сюда, чтобы "заполнить духовный вакуум" после развала СССР. Они взяли на себя вербовку молодежи и организацию исламских курсов, создание печатных органов, распространение видеокассет и литературы.
Сейчас их стало гораздо меньше. Зато сюда возвращаются духовные наставники, подготовленные в той же Саудовской Аравии. И какой же обработке нужно подвергнуть неокрепший ум, если новоявленный воин джихада, которому нет еще и шестнадцати, заявляет своей матери: "Прикажет учитель, я и тебя убью..." И спешит в Чечню на войну с неверными. А к муфтию Талгату Таджуддину из Закамья едут делегации: "Спаси наших детей, у них уже глаза стеклянные, они родителей не признают..."
Конечно, не все имамы молчали. Открыто обличал ваххабитов настоятель мечети "Булгар" Фарид Салман, но его выжили из республики. Не отставал от него и народный депутат Фанавиль Шаймарданов, обличая их с трибуны Госсовета, за что его лишили этой трибуны. "Это только непосвященным, только на первый взгляд кажется чепухой, - обращались они к президенту Татарстана, - борются муллы между собой из-за каких-то обрядов. На самом же деле мы теряем не обряды, а нашу молодежь, мозги которой основательно забиты идеями экстремизма, превосходства "чистого" ислама, ваххабизма. За этим следует только одно: призыв к джихаду, вооруженной борьбе с соплеменниками, исповедующими, на их взгляд, не тот ислам".
В основу Российского исламского университета, открывшегося в Казани еще в 1996 году, первоначально также лег договор, подписанный ректором РИУ Гусманом Исхаковым и миссионерами из Ирака, причем миссионеры брали на себя финансовую составляющую учебного процесса, обещая помочь и учителями. Раскол в мусульманской среде, разделивший сегодня правоверных на "чистых", исповедующих "чистый" ислам ваххабитского толка, и "нечистых", исповедующих традиционное для мусульман Поволжья направление в Исламе, задумывали не Габдулла-хазрат с Гусманом. Они всего лишь мышки, купившиеся на бесплатный сыр в ваххабитской денежной мышеловке.
Высшая школа для бен ладенов
Габдулла Галиуллин со временем осознал, какую участь уготовили его братьям по вере и ему, их духовному пастырю, гостеприимные богатые арабы. Он, единственный из оболгавших Верховного муфтия, принес ему извинения. Однако ДУМ РТ в 1998 году возглавил открыто поддерживаемый президентом Шаймиевым Гусман Исхаков с претензиями на то, чтобы столицей ЦДУМ РФ стала Казань, а не Уфа.
Начиная с 1998 года эмиссары Исхакова утюжат асфальт российских городов, обрабатывая имамов, предлагая им перейти под юрисдикцию создаваемого в Татарстане единого муфтията под руководством муфтия Гусмана. Эта большая и кропотливая работа только тогда дает отдачу, когда обильно финансируется. А отдача есть. В конце прошлого года сразу пять имамов (пять мечетей, пять мусульманских общин) Ульяновска присягнули на верность Гусману Исхакову.
Если этот процесс не остановить, восстановив жесткое единоначалие и подчинение всех духовных управлений и учебных мусульманских заведений председателю ЦДУМ РФ, в России очень скоро появится свой Усама бен Ладен. И делать для этого ничего не надо - уже все сделано. Этой весной Российский исламский университет (РИУ) в Казани выпустит первых семнадцать специалистов. По какой программе их готовили? Кто эту программу утверждал - Мухаммед Ибн Абдель Ваххаб или Абу Ханиф Нугман бине Сабит? Войдет ли в экзаменационную комиссию лучший в России исламский богослов, член попечительского совета РИУ, Верховный муфтий РФ?
Взрыв газопровода в Кукморе, на границе с Кировской областью в декабре 2000-го, подготовленный рядовыми воинами джихада местного производства, не прошел даром для республиканских властей. Вспомнили о Российском исламском университете. Многое откорректировали. Одним из учредителей университета стал Институт истории АН РТ, а его директор Рафаиль Хакимов вошел в попечительский совет РИУ. Его присутствие в университете сегодня уже заметно: историю ислама, исламской этики, религиозных и национальных движений читают доктора наук. Информатику, языковые дисциплины - татарский, русский, арабский, английский - кандидаты наук и преподаватели-профессионалы.
Для того чтобы поставить Российский исламский университет на ноги, потребуются: ректор, избранный на конкурсной основе и имеющий ученую степень, ученый совет, крепкая финансовая база и годы упорного труда. Сейчас на ректорстве - председатель ДУМ РТ муфтий Гусман. РИУ содержится на деньги духовного управления. Здание, рассчитанное на 240 студентов, наполовину пустует. Здесь учатся только будущие муллы и преподаватели религиозных учебных заведений. Готовить на основе исламских традиций светских специалистов для татарской деревни - воспитателей и учителей, мировых судей и работников местного самоуправления - без помощи государства не получится. Если российский президент и впрямь сделал для себя вывод из чеченской трагедии, если он и впрямь обеспокоен проблемой подготовки кадров мусульманского духовенства, то у российского ислама есть будущее.
Казань