В последний день февраля народные депутаты Татарстана приняли за основу Закон РТ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан". Татарский Основной закон основательно почистили под федеральный - 357 поправок. "В федеральном государстве действительно не может быть абсолютного суверенитета", - так говорит сегодня президент Шаймиев. В 1992 г., когда принималась Конституция ассоциированного с Россией государства Татарстан, местные власти были нацелены на асимметричную Федерацию и активное строительство этнократического государства, о чем в ноябре 1995 г. со страниц "НГ" предупреждал российскую общественность тогдашний спикер татарского парламента Василий Лихачев. И вряд ли этот процесс удастся прервать в одночасье с помощью поправок, дополнений и изменений в Конституцию.
Выступая перед депутатами с традиционным президентским посланием, Минтимер Шаймиев объяснил потери, которые понесла Конституция РТ в основном в связи с "изменившейся российской ситуацией", оставившей от былой государственности Татарстана лишь государственные языки - татарский и русский. "В новой редакции Конституции мы ясно обозначили Республику Татарстан как полноправный субъект Федерации, объединенный с Россией на основе Конституции РФ и РТ, а также Договора о разграничении и взаимном делегировании полномочий. Это соответствует фактическому положению дел, - сказал президент Шаймиев. - Вместе с тем мы закрепили суверенный статус республики, что означает всю полноту государственной власти в рамках своей компетенции", ибо в российской Конституции "республики признаются государствами, значит, как в теории, так и на практике невозможно отрицать понятие суверенитета". "Понятие суверенитета" и суверенитет, базирующийся на международной правосубъектности и ассоциированности с Российской Федерацией, далеко не одно и то же. Однако даже против упоминания этого понятия уже высказался Конституционный суд РФ. К слову сказать, нынешний вариант татарской Конституции базируется именно на статье 5 ч. 2 российской Конституции, в которой республики в составе РФ названы пусть в скобках, но государствами.
Отсюда все изъяны обновления. Отдельные положения Конституции уже сегодня провоцируют оппозицию на очередные судебные иски. Надо думать, что и прокуратура РТ не останется в стороне, поскольку ее представителю не дали возможности выступить по наиболее принципиальным и спорным вопросам на заседаниях Республиканской конституционной комиссии под председательством президента Шаймиева. Заседания проходили за закрытыми не только для прессы дверями. Для прокурора Татарстана Кафиля Амирова, который ассоциируется у местных властей с федеральной властью и потому вызывает с некоторых пор стойкое негативное отношение, как удалось выяснить корреспонденту "НГ", они тоже были закрыты. В частности, прокурор, конечно же, поддержал бы члена конституционной комиссии, профессора-политолога КГУ Мидхата Фарукшина, так и не сумевшего в одиночку отстоять положение федерального законодательства, согласно которому президент республики должен возглавлять только исполнительную власть. Сейчас он по-прежнему глава государства в скобках, и законодательная власть у него всегда под рукой. Напрашивается на судебный иск и статья 21, где республика претендует на собственное гражданство. Вернее, судебное решение на этот счет уже есть, но авторы дополнений и поправок почему-то упорно игнорируют вердикт федерального Верховного суда. Не все пока ясно с недрами. Вернее, с хозяевами недр. По Конституции РТ, недра являются общенародным достоянием, а по Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации - Республики Татарстан. Народ, чьим достоянием являются недра Татарстана, известен здесь пофамильно. И этот народ скорее решится потерять гражданство республики Татарстан, оставшись гражданами Российской Федерации, чем расстанется с недрами. Поэтому Минтимер Шаймиев сделал солидный акцент на том, что "в новой редакции Конституции сохраняется преемственность в части права собственности на землю и недра. Суверенитет не может существовать без экономической базы, - считает президент Шаймиев, - а земля, недра, водные, лесные и другие природные ресурсы - это то, на чем держится хозяйственная самостоятельность республики".
Единственный представитель демократической оппозиции в татарском парламенте Александр Штанин вчера аргументированно возражал против принятия, даже за основу, нового варианта Конституции, перечислив все его огрехи и откровенные грехи. На что, кстати, у народного депутата РТ не хватило отведенного регламентом времени. И в самом деле, обновленная Конституция производит впечатление самопала. Возвращаясь исторической памятью в 1991-й, когда распался Советский Союз и руководители республики максимально в своих интересах использовали политическую ситуацию, местные власти и сейчас держат руку на пульсе страны. И ждут, когда Россию в очередной раз начнет лихорадить. Пока в России в ходу революционная целесообразность, у Татарстана есть шанс все отыграть.
Казань