0
1105
Газета Регионы России Интернет-версия

07.02.2002 00:00:00

Война отступила, но мир еще не пришел

Тэги: чечня, маздок


Ветер к утру так и не стих. Небо оставалось равнодушно-серым, а градусник безнадежно "зависал" на минус десяти. Трещали дрова в буржуйке, и мы гадали: даст ли метеослужба "добро" на вылет в Грозный нашего вертолета Ми-8? Палаточный городок Южного регионального центра МЧС расположен на окраине Моздока. Рядом с ним, буквально в ста метрах, находится и военный аэродром. Даже ночью оттуда доносится гул моторов.

В ожидании "добра" "вертушку" загружают "гуманитаркой" - продуктами питания, теплыми вещами. А это около 8 тонн груза, предназначенного военным, детским приютам, интернатам для престарелых и инвалидов, обществу слепых. Не успели забросить последнюю коробку, как поступило разрешение на вылет: горы открыты, но ненадолго. "Успеем проскочить", - говорит подполковник авиации Валерий Штыкель. Экипаж Ми-8 состоит из трех человек: командиру Игорю Гарину - 27 лет, летчику Антону Лебедеву и бортинженеру Денису Хахрекову - по 24 года. Все они - потомственные летчики. Их отцы также работают в МЧС и занимают там высокие должности. "Как же они вас отпустили сюда, в горячую точку?" - спрашиваю Антона Лебедева. "Да и разговора на эту тему как-то не было", - отвечает он.

Экипаж принадлежит 138-му отдельному вертолетному отряду, который дислоцируется во Владимире. Уже не первый год летчики отряда командируются в Моздок, откуда под флагом МЧС и совершают в горячую точку свои вылеты. Смена экипажей, а их всего четыре, происходит каждые два месяца. Работают воздушные извозчики без выходных. "Здесь-то и проявляется высочайшее мастерство летчиков, перекрывших все мыслимые нормативы, - говорит начальник штаба вертолетного отряда Валерий Штыкель. - Наши летчики над Чечней за год выполняют почти двойную норму налета. Причем в сложнейших условиях. И главная опасность здесь исходит не от природы".

Вертолетчики - народ скромный. О своей работе могут рассказать в трех словах: взлетели, прилетели, сели. Главное, считают, чтобы количество взлетов совпадало с посадками. Вот об этих совпадениях невольно вспомнилось, когда Ми-8, пролетев Осетию, оказался над территорией Чечни. Вертолет сбросил высоту и в целях безопасности пошел низко-низко, едва не цепляя верхушки деревьев (говорят, на такой высоте непросто сбить машину). Через иллюминатор земля видна как на ладони. Припорошены снегом окопы, обгоревшие деревья. А вот небольшое селение, наполовину разрушены дома. За селом - ферма. Возле скирды толкутся животные. Оголенные, без проводов, столбы высоковольтных линий. В республике сегодня более половины населенных пунктов по-прежнему остаются без электричества. И это село - не исключение.

Начинается лес. Вертолет замедляет ход. На опушке - домик с покосившимся забором, на привязи корова с телятами. За застывшей речкой начинаются поля, обработанные и, видимо, засеянные озимыми. 150 тыс. га чеченской земли под снежным покровом вынашивают будущий урожай. Еще столько же находится под парами. В прошлом году местные хлеборобы вырастили небывало богатый урожай - на тока было отправлено 295 тыс. тонн зерна. Республика полностью сумела обеспечить себя хлебом.

По извилистой дороге едет грузовик. Возможно, он направляется к балке, на дне которой находится внушительных объемов цистерна. Вокруг черные пятна разлившейся нефти - это и есть подпольная нефтеперегонная установка. Людей не видно, чуть в стороне - свежие следы от шин. Возможно, нефть перегоняли ночью, а поутру уже первая пара "самопала" была отправлена по назначению.

Никогда Чечня не прекращала поставки "горючки" - ни во время войны, ни тем более после ее завершения. Менялось лишь количество. Во время первой войны один из "нефтяных магнатов" возил меня в село Октябрьское показывать свои нефтеперегонные установки. Их у него было более десяти. На чеченской солярке по-прежнему ездят некоторые хозяйства Дагестана, Ставрополья, Калмыкии и Дона. А в самом Грозном, как и раньше, спокойно торгуют и на рынке, и вдоль дорог подпольным бензином, красная цена которому - 5 руб. за литр.

Пролетев немного, мы увидели еще два таких же подпольных мини-завода. А потом белоснежное поле скрылось. Последнее, что я увидела, был волк. Он бежал, напуганный гулом мотора. Это первый хищник, который попался за все время полета, - война разогнала не только людей, но зверей.

Вертолет вошел в туманную полосу. Ощущение не из приятных, особенно когда знаешь, что сейчас под тобой не равнина, а горы, да еще и стреляющие. Сложность полетов в такой местности увеличивается во сто крат: разряженность воздуха, изменчивость скорости и направления воздушных течений, провалы в воздушную яму. Туманный полет опасен и возможностью столкновения с горами. Вся надежда на хорошее знание местности тех, кто сидит за штурвалом. Всем почему-то стало не до разговоров. Вместе с экипажем летел и "главный инструктор" Валерий Штыкель. Маршрут над Чечней он знает как свои пять пальцев.

Но вот туман отступает. Машина, со свистом перелопачивая высокогорный воздух, выскакивает из-за Терского хребта. Еще минута-вторая, и мы заходим на посадку. Под нами аэропорт "Северный". Его здание растянулось где-то на полторы сотни метров. На поле стоит лишь один вертолет.

В первую чеченскую войну аэропорт был опорным пунктом федеральных сил, самым спокойным местом в Чечне. Здесь, на третьем этаже, я останавливалась во время командировок. По ночам окно завешивалось одеялом. На втором этаже располагалась комендатура, а на четвертом жил председатель правительства Национального возрождения Чечни Саламбек Хаджиев.

Теперь здание разгромлено - с пустыми глазницами окон и закопченными стенами. Восстановительные работы здесь идут низкими темпами, свое недовольство чем не раз высказывал и полпред в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. Зато прямо у входа в аэропорт, как грибы по весне, растут киоски, в которых можно купить не только "товар в дорогу", но и выпивку с закуской. Охраняет аэродром расквартированная в Чечне 42-я бригада внутренних войск. Казармы расположены рядом с "Северным", на месте 205-й мотострелковой бригады, выведенной после первой войны в буденновские степи.

Через дорогу, напротив казарм, стоит 2-этажное здание, разгромленное, без крыши. Но видно, что восстановительные работы уже начаты: люди из грузовика выгружают стройматериалы. В этом просторном особняке с началом боевых действий в Чечне был открыт военный госпиталь, через который прошли тысячи российских солдат и мирных жителей. Военные хирурги рассказывали, что к ним не раз приезжал хозяин особняка, интересовался, все ли в порядке, не испортили ли потолки. Ждал, когда войне придет конец. Видимо, дождался.

От "Северного" до центра Грозного - километров десять. На пути один за другим блокпосты. Здесь и днем слышатся выстрелы - снайперы до сих пор сидят в руинах. И солдаты хорошо знают это. Вдоль дороги - полуразрушенные дома, бесконечные свалки, земля в воронках от снарядов. Но в своей агонии город всеми силами цепляется за жизнь. Струится дым от костров, дети толкают тачки с водой. Живет город базарчиками, что выстроились вдоль улиц. Запах свежеиспеченного хлеба и шашлыка разносится далеко. Правда, к нему примешивается и запах пороха, но к этому люди уже привыкли.

Чечня


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
681
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2412
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1610
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1237

Другие новости