С чеченской стороны по ставропольской казачьей станице Галюгаевская Курского района снова начали стрелять. На днях поздно вечером неизвестные открыли огонь из оптического оружия и гранатомета с противоположного берега реки Терек, где находится чеченское селение Братское. Один за другим в центре улицы Пенькозаводской разрывались снаряды. Всего было зафиксировано шесть выстрелов, и только по счастливой случайности разрушений и пострадавших нет.
По словам галюгаевского казака Анатолия В., этот обстрел, кроме новой волны ненависти, больше ничего не принес. Уже на следующий день станичники отправились в сопредельную республику, чтобы поговорить с муллой Братского. "Тот, как всегда, заверил нас, - рассказывает Анатолий, - что сделает все, чтобы боевики и близко не подходили к их селению. Но мы слишком хорошо знаем соседей".
Ситуация в Курском районе (начиная с первой чеченской войны до сегодняшнего дня) остается практически фронтовой. По словам главы администрации района Сергея Логинова, похищения и убийства людей, угоны автотранспорта и скота стали привычными. Почти все животноводческие фермы, расположенные в приграничной зоне, были разграблены и разрушены. Преступления совершались не только ночью, но и нагло, посреди белого дня. И только с весны прошлого года в районе стало относительно спокойно.
"Но это не значит, что мы "расслабились", - рассказывают казаки Галюгаевской. - Как и прежде, по ночам выставляем добровольные дружины, вооруженные по распоряжению краевого Совета безопасности карабинами, в составе нарядов милиции участвуем в патрулировании границы". По словам начальника Курского РОВД Виталия Володькина, курские милиционеры сегодня не только выполняют свои обычные обязанности по охране правопорядка, но и защищают свои станицы от возможного нападения бандитов.
В Галюгаевской не осталось ни одной чеченской семьи. Под напором казачества последние семьи покинули станицу еще два года назад. Кровавые преступления (одно за другим были совершены убийства милиционеров) вызвали столь сильное обострение межнациональных отношений, что чеченцы, давно проживающие здесь, в срочном порядке вынуждены были уехать из Галюгаевской, опасаясь расправы со стороны казачества. Но ненависти к бывшим "станичникам" у казаков, судя по их настроению, не убавилось. Сегодня их настораживает то, что в последнее время в связи с обменом паспортов бывшие жители Галюгаевской (прописаны-то они по-прежнему здесь) снова зачастили в станицу. "Но мы их предупредили, чтобы на ночь никто не смел оставаться", - говорит Анатолий В.
По словам начальника ГУВД Ставрополья генерал-лейтенанта Александра Сапрунова, сегодня необходимо держать ситуацию под жестким контролем, не допускать в приграничье с Чечней новых бандитских вылазок. Последний инцидент в станице Галюгаевской еще раз подтвердил это. В интервью "НГ" Сапрунов выразил обеспокоенность тем, что, вместо того чтобы еще больше выделять средств на капитальное обустройство административной границы, протяженность которой составляет 114 км, а также усиление систем безопасности охраняющих ее людей, есть "директива" Центра об "упрощении" зоны 3 "А", которая еще недавно назвалась особой. Предусматривается также сокращение штата и "урезание" финансирования. "Несмотря на то что буфер между Чечней и Ставропольем - зона 3 "А" - попадает под сокращение, дескать, ситуация в Чечне стабилизируется, - возмущаясь, говорит Александр Сапрунов, - охрану границы мы ослаблять не собираемся. Нам этого никогда не простят ни галюгаевцы, ни жители других станиц. Ведь без защиты они не смогут спокойно жить, пахать землю и убирать урожай".
"От Галюгаевской до Чечни рукой подать, - рассказывает жительница станицы Ольга Величкина. - И когда наши дети идут в школу, нет гарантии, что по пути с ними ничего не случится. Я уже не говорю о том, что переживаем мы, родители, когда ребятня идет купаться на озеро или удить рыбу в Тереке. Но не можем же мы их лишить этих радостей, хотя понимаем, что живем как на пороховой бочке. Недавно, кода стреляли по станице, мой маленький сын бросился собирать свои вещи на случай, если придется покидать дом". А вообще выстрелы на той стороне жители приграничных станиц слышат постоянно, как и угрозы в радиоэфире. После последнего обстрела казаков Галюгаевской попросили "не расслабляться".
Ставрополь