В феврале Татарстан примет наконец новый, почищенный под федеральный, вариант Основного закона республики. Уверенность, которая звучала в голосе спикера татарского парламента, когда он делился этой новостью с журналистами, позволяет предполагать, что решение заседания Конституционного суда РФ, которое назначено на конец января, по жалобе бизнесмена из райцентра Азнакаево Марселя Салямова о нарушении его избирательных прав будет щадящим для ответчика. Рассмотренная КС РФ еще 12 ноября 2001 г., она два с лишним месяца держала в напряжении республиканскую власть, основательно тормознув активность местной политической элиты.
Суть иска: в ноябре 2000 года ЦИК РТ отказался зарегистрировать Салямова кандидатом в депутаты Государственного совета, руководствуясь местным законом о выборах. Отстаивая свои избирательные права в первой части жалобы, во второй Марсель Салямов потребовал ни много ни мало - роспуска Госсовета, сформированного в нарушение Конституции РФ. Председатель татарского парламента Фарид Мухаметшин, выступавший в качестве ответчика, просил высокий суд рассмотреть жалобу лишь в части, непосредственно касающейся нарушения избирательных прав истца, не ставя под вопрос легитимность законодательной власти. В противном случае это загонит республику в правовой тупик и поставит под вопрос законность нового варианта Конституции РТ. Последнее, в свою очередь, грозит солидно затянуть процесс "приведения в соответствие".
Вот на это компромиссное решение, предложенное Мухаметшиным, КС РФ скорее всего и согласится. Тем более, как сообщил опять же Фарид Мухаметшин, президенты Путин и Шаймиев во время последней встречи развязали самые тугие узелки наиболее спорной статьи 61 Конституции РТ, где речь идет о суверенитете Татарстана, его международной правосубъектности, ассоциированности с Российской Федерацией и т.д. Как бы ни звучала эта статья в новом изложении, суть ее будет заключаться в возвращении "блудного" региона в унитарное стойло.
Приняв новый вариант Основного закона РТ, народные избранники сами окажутся вне закона. Конечно, закон обратной силы не имеет, но в Татарстане нет профессионального парламента. На так называемой постоянной основе работают меньше трети депутатов, остальные совмещают депутатские полномочия с основной работой. Выборы в Госсовет проводились здесь по двум типам округов, и потому депутаты, избранные по административно-территориальным округам, назначались после этого президентом РТ главами городских и районных администраций. И этим главам-депутатам отданы 63 мандата из 130. Депутатами являются руководитель администрации президента, премьер-министр РТ, руководители всех крупных промышленных предприятий, включая "Татнефть".
Совмещение должности депутата с должностью главы местной исполнительной власти является грубым нарушением демократического принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РФ. Не говоря уже о том, что, согласно Основному федеральному закону, исполнительная власть на местах должна не назначаться, как это было до сих пор, а избираться народом. Так что вначале шепотом, а сейчас с каждым днем все громче в Казани говорят о грядущих уже весной выборах глав администраций. А поскольку свои депутатские мандаты они получили в нарушение федерального закона о выборах (судом оспорена и нарезка административно-территориальных округов), то должны будут сложить с себя депутатские полномочия, тем более что на этот счет также есть решение Верховного суда РФ по иску заместителя генерального прокурора РФ Александра Звягинцева и ОПД "Равноправие и законность".
Выборы мэров никаких особых сенсаций не сулят, ибо уже сейчас известно, что наиболее яростная борьба развернется за кресло главы администрации Казани и глав администраций крупных промышленных центров в нефтяном Закамье. Известны претенденты, известны имена победителей. Другое дело - выборы в Государственный совет РТ, которые могут быть приурочены к мэрским. Впервые они будут проходить по партийный спискам. Более того, Москва настаивает на том, чтобы половина татарского парламента была сформирована из представителей партий, а местные власти, владеющие ситуацией, считают, что для начала достаточно 15%. Ведь существующая нынче конструкция выборов в высший законодательный орган была направлена на то, чтобы всей своей мощью воспрепятствовать формированию организованной политической оппозиции, возникновению политических партий. Пример тому - национальное движение, которое так и не смогло оформиться в самостоятельную политическую партию. Власти постарались расколоть националов и предельно скомпрометировать наиболее сильных лидеров. Эта политическая ниша до сих пор пустует в ожидании яркого лидера, которому бы было по силам объединить вокруг себя весь спектр национального движения - от умеренных до радикалов. Неблагоприятные условия никак не сказались лишь на монополии коммунистов и партии чиновников, которая в разные демократические годы по-разному именовалась: "Единство и прогресс", "Вся Россия", "Отечество - Вся Россия", "Единство", "Татарстан - новый век". При этом сохраняя неизменной свою суть, которую талантливо подметил еще Аркадий Райкин: "Я всегда буду иметь на свой кусок хлеба твое масло". И при любом раскладе свой процент голосов возьмет.
Нет в Татарстане ни "ЯБЛОКА", ни СПС, ни даже ЛДПР. Только на бумаге. А прокатившаяся по Казани в конце года волна мероприятий по учреждению татарских отделений российских партий не оставила сомнений в том, что многопартийность в ближайшее десятилетие Татарстану не грозит. Однако партийные списки пишутся, и за их первые строчки идут полноценные разборки между братвой и политактивной общественностью. Во время слияния социал-демократов Горбачева, Титова и Подберезкина, а также учреждения ими регионального отделения братки жестоко избили членов Счетной комиссии. Били почему-то только женщин. Известному в республике доктору наук Владимиру Беляеву, которому местные социал-демократы отдали свои голоса, пригрозили расправой. Бюллетени и заявления о приеме в партию похитили, свет в здании, где проходила конференция, вырубили и отправились в ресторан с приехавшими из Москвы товарищами снять напряжение. Это только один пример, но он характеризует ситуацию на рынке "партстроительных услуг". Большинство татарских отделений российских партий де-факто возглавляют бизнесмены криминального или полукриминального толка, сделавшие деньги в лучшем случае на двойной бухгалтерии или скупке и перепродаже похищенных цветных металлов. У них есть свои газеты. Есть деньги на политическую рекламу, на организацию массовых мероприятий, на подкуп избирателей. Они рвутся во власть.
Казань