Объем продаж водки местного производства на внутреннем рынке Татарстана по итогам одиннадцати месяцев 2001 г. сократился на 37%. Причины столь ощутимого удара по экономике республики пришлось искать правительству на расширенном заседании с участием президента Минтимера Шаймиева. Хотя причина довольно проста: год назад, 1 января 2001 г., российские власти вынудили республику открыть свои границы для водки, произведенной в других регионах. Несмотря на то что ходовая привозная стоит 65 руб., а ходовая местная - 43, потребитель выбрал водку самарскую и московскую.
Года три назад, вернув монополию на производство алкоголя (а границы "субъекта международного права" к тому времени уже были плотно закрыты для варягов), Татарстан вдвое увеличил поступление "пьяных" денег в республиканский бюджет. Спиртоводочная промышленность всегда формировала солидную долю доходов бюджета, а тут встала в затылок нефтяной и нефтехимической. ГУП "ПО "Татспиртпром" наращивал объемы, не работая над качеством. С правительственной трибуны зазвучали победные реляции о реконструкции производства, о создании оптовых складов, расширении сети фирменных магазинов "Арыш мае", о значительном увеличении ассортимента.
Сегодня "Татспиртпром" выпускает 56 сортов водки. От одних названий кружится голова. Хотя наблюдательный покупатель заметит, что до сих пор нет водки "Иван Грозный", который в истории Казани сыграл заметную роль, и в рамках празднования 1000-летия города "Татспиртпром" должен бы эту роль отразить в своей многосортице. Ведь отмечена же им недолгая международная правосубъектность республики бутылкой "Дипломат Татарстана". Или заслуги царя-реформатора Петра I, чей портрет украшает водку "Особая". Многие из 56 сортов награждены памятными дипломами всевозможных российских выставок и медалями от золотых до бронзовых. Однако пить водку татарского производства можно только в подворотне, "закусывая" рукавом. Хотя никто из участников исторического расширенного заседания правительства так и не решился признать, что ГУП "ПО "Татспиртпром" продолжает традиции социалистического производства, которое славилось способностью выпускать качественный товар только в единственном экземпляре - выставочном или подарочном.
Правда, очень деликатно указал на отсутствие должной маркетинговой политики "Татспиртпрома" осторожный министр экономики и промышленности РТ Сергей Когогин: дескать, цивилизованный производитель созидательные усилия направляет на раскрутку одного-двух сортов дорогой водки и выигрывает. Но к мнению министра не прислушиваются. Хотя власти Татарстана должны наконец признать, что республиканские монополисты оказались неэффективными в условиях рынка и способны разве что отправить экономику в нокаут.
Чего требует от властей монополист "Татавтотранс"? Запретить так полюбившиеся горожанам своей мобильностью частные маршрутные такси - потому что они оставляют автотранспортные предприятия без выручки. В чем видит причину всех своих бед "Татспиртпром"? В открытой границе, через которую хлынул в республику дешевый фальсифицированный алкоголь. Да, "паленая" водка, равно как денатурат и прочие спиртосодержащие жидкости, имеет своего маргинального потребителя. Но, по официальным данным, сектор нелегального рынка составляет сегодня в республике всего 15%, а не 42%, как утверждает генеральный директор "Татспиртпрома". Однако именно его аргументы вполне устроили всех участников расширенного заседания правительства. Видимо, перед ГУП "ПО "Татспиртпром" вовсе не ставится задача удовлетворить потребность покупателей в качественном алкоголе. Гораздо важнее, куда и как идут финансовые потоки водочного бизнеса.
Казань