Крашеная экономика
А подсказали в городе Сыктывкаре. Сразу после выборов главы Республики Коми, на которых победил Владимир Торлопов, в кругах местной национальной интеллигенции и чиновничества заговорили о том, что если уж руководителем республики избрали человека, национальность которого коми, то пришло время для того, чтобы придать экономике национальную окраску.
Впрочем, попытки играть на национальных чувствах коми здесь наблюдались и раньше, при Юрии Спиридонове, целых 12 лет возглавлявшем республику, в результате чего богатейший в Европе край чуть не превратился в пустыню. Вначале отличился первый заместитель Спиридонова - Анатолий Каракчиев. Когда Владимир Путин начал выстраивать новую властную вертикаль, грозившую пресечь региональную вольницу и бесконтрольность, Каракчиев заявил в своем интервью, что если центральная власть будет вмешиваться в дела республики, то руководители северных регионов объединятся и устроят российскому Центру новую Чечню. Верный сподвижник Спиридонова, отвечавший за все, что связано с экономикой, реформами, финансами и никогда не отличавшийся особым коми-патриотизмом, скакнул на уровень регионального сепаратизма не просто так, а из страха. Потерять власть означало стать безоружным перед возможным расследованием того, что здесь понатворили в период его активного "реформаторства". А понатворили немало. При русском Спиридонове люди разных национальностей, помогавшие Папе уничтожать республику, о национальном вопросе как-то не вспоминали. Да и вообще вопрос этот использовался время от времени исключительно в целях карьеры. Тот же Каракчиев в этом смысле прослыл большим оригиналом. В советские времена, когда было модно выдвигать на руководящие должности представителей так называемых коренных народов (хотя в Коми стали коренными потомки и многочисленных зэков, и тех, кто прислан был сюда строить и поднимать экономику), он во всех анкетах писал, что он - коми, что помогло достичь степеней известных. Когда с крахом коммунизма вопрос этот стал менее актуальным, он вдруг стал русским, что подтверждается опять же различными анкетами. Некоторое время назад, видимо, предчувствуя поражение любимого шефа, он опять стал коми и даже претендовал на роль премьера.
Сразу с избранием Торлопова еще один задушевный и даже застольный сподвижник Спиридонова - первый заместитель председателя Госсовета республики Иван Кулаков тоже вдруг резко вспомнил о своей национальности, о которой раньше, судя по всему, даже не догадывался. Например, тогда, когда своей величественной подписью освятил и дал жизнь величайшей афере с лицензией на поиск, разведку и добычу нефти в Печорском и Сосногорском районах Коми, о которой писали многие республиканские и центральные газеты (лицензия эта в конце концов оказалась в руках фирмы, руководимой зятем Спиридонова). О "лицензионной афере" Кулаков, видимо, забыл, тем более что свою судьбоносную подпись ставил исключительно по-русски. Вообще сей деятель с амбициями этакого северного Буонапартия все больше напоминает лирического героя известной советской песни, признававшегося в том, что "что-то с памятью моей стало - все, что было не со мной, помню". Память у него и впрямь с какими-то выпадениями. Например, этот коми-националист начисто забыл, что еще в 1995 году возглавлял республиканское региональное отделение Конгресса русских общин, а всего лишь три года назад - республиканское отделение движения "Россия православная". Надо бы уже на чем-нибудь остановиться: либо ты коми, либо русский. Как в анекдоте - либо крест сними, либо штаны надень. Тем не менее сегодня у Кулакова опять наступило просветление, вспомнил, что он - коми. А потому даже не допускает мысли о том, что кто-то иной, а не он, может возглавить Госсовет республики. Сразу после избрания Торлопова Кулаков дал пресс-конференцию, где на вопрос о том, кто будет представлять республику в Совете Федерации, заявил буквально следующее: "Мы будем отстаивать, чтобы он был коми - по месту проживания и по национальности". И активно продвигал на это место Александра Рогова, известного тем, что в 1991 году подписал восторженную телеграмму в поддержку ГКЧП. А на десерт Иван Егорович преподнес ошалевшим журналистам еще одно блюдо - на инаугурацию главы, оказывается, будут приглашены почти исключительно руководители финно-угорских регионов. Это было подчеркнуто особо. Боюсь, как бы во время следующего просветления он не вспомнил бы себя каким-нибудь французом, а то и малайцем. С националистами такое бывает.
После таких заявлений и даже действий вполне объяснимо, что в Сыктывкаре заговорили об этнически чистой экономике. Тем более что идеологов у этой затеи хватает. Причем идеологи эти из числа тех, кто об экономике слышал, конечно, но в глаза не видел.
Конвертируемая идея
Оказалось, что национальная идея в Коми - что крепкая валюта - абсолютно конвертируема. Она стремительно перевела себя в сферу политики, а значит - и экономики. Национальная проблематика заполонила все предвыборные программы. Постоянно действующий Комитет возрождения коми-народа добился у власти признания того, что воля комитета - это и есть воля народа. Его члены активно лоббировали своих людей в парламенте и правительстве и обеспечили себе солидную финансовую поддержку. С самых высоких трибун заговорили о праве коми-народа на самоопределение, о введении коми-гражданства, о том, что только коми являются представителями титульной нации, хотя это совсем не так. То есть вполне реально созрел политический национализм и региональный сепаратизм.
При русском по национальности Спиридонове все эти разговоры несколько приутихли. Те из местных чиновников, кто сегодня вдруг вспомнил о своей принадлежности к коми-народу, активно участвовали в "странной" местной приватизации, в перекачке денег в различные офшорные зоны, в различных аферах, о которых много уже писала пресса. И никто не спрашивал у подельников, к какой нации они принадлежат. Деньги, как известно, не имеют этнической окраски. Тем более - ворованные. Что ж сегодня-то вспомнили?
Разгадка проста: сменился руководитель республики и предстоят кадровые изменения на всех уровнях. Момент уникальный. Если сегодня не проникнуть во властные структуры - завтра будет поздно. А с чем проникнуть? С новыми экономическими идеями? Так их у претендентов нет. С реальными предложениями о том, как вытащить республику из того болота, в которое ее загнали предыдущие правители? Это им тоже неведомо. Проще всего пустить в ход националистическую риторику и в мутной воде выловить собственную рыбку. Тем более что рыбка порой с явно криминальным душком. Например, в "патриотических" кругах сегодня активно муссируется история, связанная с председателем комитета РК по поддержке и развитию предпринимательства Владимиром Пыстиным, против которого прокуратура Сыктывкара возбудила недавно уголовное дело по статье 160 УК РФ (присвоение или растрата). Этот, с позволения сказать, председатель с помощью своей жены, по мнению правоохранительных органов, нагрел государство на полмиллиона рублей. Казалось бы, истинные патриоты должны были бы вступиться за интересы республики. Они же почему-то вступаются за Пыстина. А мотив их заступничества прост, как тараканьи бега: Пыстин - коми, а потому судить его нужно осторожно, чтобы не прищемить как-нибудь национальное достоинство.
Сам Владимир Торлопов действительно опытный руководитель, которого всегда особо заботила социальная сторона происходящих перемен. Именно такой волевой, но в то же время заботливый глава и нужен сегодня в Коми. Не случайно его цель - стать вторым Иваном Павловичем Морозовым, долгие годы возглавлявшим республику и превратившим ее в один из самых экономически развитых регионов страны. Цель благая. И у Торлопова есть все предпосылки к тому, чтобы ее добиться. Если не угодит в ловушку национализма, что приведет республику к окончательному краху.
Охота пуще на воле
Судите сами. В республике сегодня живет более 100 наций и народностей. Из них непосредственно коми, по различным данным, 23-26 процентов. Всего-то! То есть если бы избиратели выбирали по национальному признаку, они никогда бы Торлопова не выбрали. Достаточно посмотреть цифры по абсолютно русскоязычной Ухте, где ему отдали почти 41 процент голосов, а русскому Спиридонову - всего лишь 22 процента. Если бы русскоязычные выбирали по национальному усмотрению, они вполне могли выдвинуть и выбрать, например, руководителя "Коми Арктик Ойл" Евгения Лескина, пользующегося огромным доверием людей, мэра Воркуты Игоря Шпектора или даже того же Каракчиева, если бы он, конечно, именно на тот момент оказался русским, а не коми.
Нет, формула успеха Торлопова не имеет национальной окраски. Но если он все же поддастся новоявленным патриотам, которые в апреле собираются провести очередной съезд коми-народа исключительно с целью протащить во власть свою идеологию и своих людей, то республику ожидает судьба тех бывших советских республик, которые во главу угла поставили не реальное дело, а протекционизм по национальному признаку, растащили все что было, а когда настала необходимость "собирать камни", оказалось, что делать это не с кем. Разбежались от греха подальше. И это будет еще лучшим исходом. Потому что, видя наступление коми-национализма, националисты других проживающих тут народов тоже поднимают голову. В частности, в республике сформировано общество "Русский дом", близкое к самым радикальным националистическим взглядам. И если продолжать в том же духе, то уже совсем скоро поздно будет спрашивать: "По ком звонит колокол?" Он прозвонит по всей коми-земле. Тем более что этнически чистая экономика будет означать приход к руководству дилетантов, закрытие шахт, нефтяных и газовых промыслов, всех крупных заводов. Поскольку непосредственно коми заняты в основном сельским хозяйством.
Да, так называемым идеологам сегодня несладко. Местных писателей перестали переводить на русский язык и издавать в Москве. Местные философы, взращенные в лоне марксизма-ленинизма, тоже никому не нужны. Чиновники из их круга опять же получаются слабоватые. С ними каши не сваришь. Того и гляди новая власть их повыгоняет. А хорошо жить-то хочется. Вот и пущен в дело национализм. Вот и подталкивают в это болото Владимира Торлопова - авось получится.
Москва-Сыктывкар