0
881
Газета Регионы России Интернет-версия

20.10.2001 00:00:00

"Партнерские" барьеры на взлетной полосе

Тэги: марков, самолеты, продукция


- АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, почему в Самаре так тяжело реализуется проект выпуска российско-украинского самолета Ан-140?

- По плану выкатку первого самолета планируется произвести в первом квартале 2002 года. Задержки идут из-за того, что нет средств на укомплектование самолета. У нас вся "начинка" Ан-140 стоит около 5 миллионов долларов. Все средства, полученные до этого, использовали для строительства планера - фюзеляжа и центроплана. Комплектующие с Украины обходятся очень дорого. Сдерживающий фактор по самолету Ан-140 - это крыло. Мы всю "сигару" - фюзеляж, хвостовое оперение - умеем делать, шасси покупали либо здесь, в Самаре - на "Авиаагрегате", либо в Нижнем Новгороде на "Гидромаше". Крыло мы взяли в Харькове - за 1 миллион 200 тысяч долларов. Это абсолютно не выгодно, поскольку наша цена около 600-650 тысяч долларов. Мы платим двойную цену, но не можем доказать никому, что можем сделать дешевле, потому что нам в антоновском КБ технологическую документацию по крылу категорически не отдают. Идет политическая борьба. Мы уже и в Росавиакосмос обращались, и в Межправительственную комиссию по взаимоотношениям между Украиной и Россией. Но, похоже, в Киеве опасаются, что если у нас будет документация на крыло, то мы забросим всякую кооперацию с Харьковом и начнем работать самостоятельно.

А дальше идет комплектация, включая Германию, Францию┘ Мы ведем переговоры с АНТК имени Антонова и говорим им: "Почему вы не переведете все на нашу российскую комплектацию, если у вас на Украине этого нет?" Они либо отмалчиваются, либо говорят: "Там готовое есть, там дешево и так далее, и тому подобное". Когда начинаем сравнивать, то оказывается, что есть аналоги, производимые на российских предприятиях. И они значительно дешевле, чем заграничные. При этом не надо преодолевать таможенные и прочие барьеры. Ведь за границей за все - 100% предоплаты. А потом еще нужно ждать 3-4 месяца, пока готовое изделие придет. С российскими партнерами мы работаем проще: мы их по договору авансируем и по графику осуществляем проплату до окончания передачи готовой продукции.

Мы неоднократно обращались в АНТК имени Антонова с предложениями о переводе различных радиотехнических систем на российские аналоги. На Украине выпуск электронной аппаратуры организовали на базе опытных производств на заводах в Харькове и Одессе. Она тоже для нас дорогая. И мы считаем это неприемлемым. У нас ряд российских заводов с большими традициями выпускает аналогичную аппаратуру, и ее можно спокойно установить на новый самолет. Например, это предприятия в Казани, Санкт-Петербурге, Москве, которые выпускают аппаратуру для всех самолетов России, а раньше она использовалась и на самолетах антоновского КБ. Сейчас же они от нее отказываются, потому что стараются обеспечить заказами свою промышленность.

- Чего конкретно не хватает сегодня для окончания сборки первого российского Ан-140?

- Самолет опрессован, подготовлен к установке аппаратуры, двигателей и шасси. Мы выполнили практически все работы: трубы, жгуты российских проводов проложили. А вот из французских, немецких проводов с немецкими разъемами, блоки, которые надо туда поставить, ничего не закупили. Даже туалет по антоновскому проекту почему-то германский. Мы говорим в киевском АНТК: давайте хоть эту "кабину" сделаем свою, а не немецкую. Нет, отвечают, вы покупайте все в комплексе. АНТК имени Антонова здесь заинтересован материально: он выступает как дилер немецкой фирмы. Киевляне договорились, что Германия будет им поставлять туалеты, они будут делать эту "кабинку" и поставлять нам ее с унитазом. Говорим украинцам: мол, давайте мы унитаз здесь себе сами купим. У нас же сейчас железная дорога заказ разворачивает. К своим новым вагонам будут брать на "Авиакоре" вполне приличные унитазы - из нержавейки, полированные┘ Но балабуевское КБ у себя на опытном заводе собирает для нас это дефицитное "изделие" из германских комплектующих, и цена там получается запредельная!

- То есть Киев решил обеспечить российские самолеты "золотыми" унитазами?

- Да, абсолютно верно.

- Как же в целом все это сказывается на цене будущего самолета?

- Мы можем снизить цену машины с 8,5 до 6,5 миллиона долларов, если придем к дружному взаимопониманию и договоримся с нашими украинскими партнерами. Хорошо, пусть Харьковский завод комплектует свой, украинский вариант Ан-140 своими, украинскими комплектующими изделиями, если им это выгодно. Но наш завод пускай комплектуется российскими изделиями. И пусть будет, допустим, два типа самолетов: на одном буква "Р" будет стоять, на другом - "У". Отличие в них может быть минимальное. Мы не претендуем, например, на замену двигателей, хотя двигатели тоже можно было бы изготавливать не в Запорожье, а на московском "Салюте", Уфимском моторостроительном либо в Санкт-Петербурге. Там завод имени Климова - и разработчик, и изготовитель двигателей.

Из-за того, что цена машин получается чрезмерно высокой, мы не сможем их продать. Все заявки к нам идут, исходя из расчетной цены 6,5 миллиона долларов. А 8,5 миллиона долларов считается ценой запредельной даже для среднемагистрального Ту-154. Хотя по вместимости их даже нельзя сравнивать: у 154-го - 160 пассажиров, а у Ан-140 - 52 пассажира, скорости - 900 километров в час и 520 километров в час.

- Каково мнение руководства вашего предприятия: позиция украинских партнеров носит политический характер?

- Да, мы считаем, что это в основном экономическая политика. Чтобы не потерять российский рынок, наши украинские коллеги намеренно сдерживают выход на него самолета Самарского завода и обеспечивают сохранение потенциала Харьковского завода и самого завода в Киеве АНТК имени Антонова. Они сами себя загрузили продукцией. В России еще никто не купил ни одного украинского самолета Ан-140. Российские авиакомпании настроены так, что летать мы будем только на самолетах производства какого-то российского завода. Неважно - Самарский, Казанский или, допустим, Ивановский, главное, чтобы это был российский авиазавод, который всю полноту ответственности за созданную технику брал бы на себя. Чтобы не посылал никого к заказчикам, к разработчикам, поставщикам комплектующих изделий, а сам устранял все недостатки. Принцип тут такой: кто продал, тот и отвечает за самолет. И второй момент: если самолет будет производиться в Харькове, то после пересечения границы и таможенных постов он становится дороже на величину таможенной пошлины. То же самое с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Отказавший агрегат надо отправлять на предприятие, по пути туда и обратно из ремонта он будет дважды пересекать границу и дважды облагаться таможенными сборами. Увеличиваются сроки поставки, производится лишнее документальное оформление - все это затрудняет эксплуатацию самолетов, произведенных за пределами России.

А для выпуска Ан-140 в Самаре необходима добрая воля украинской стороны по переводу производства крыла и авионики на российские заводы. Или другой вариант: нужно на межправительственном уровне организовывать совместные российско-украинские проекты выпуска гражданских самолетов точно так же, как и намечаемый выпуск военно-транспортного самолета Ан-70. Взаимные поставки комплектующих по нему должны будут проходить через российско-украинскую границу без таможенных обложений. Там все равно возникает проблема бумажная - оформить проход самолета через границу. За это нужно платить 0,15% туда и обратно, но это же не 40% таможенного сбора! Иначе с теми же проблемами столкнутся и другие новые совместные экономические проекты двух наших стран.

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
789
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2547
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1726
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1345

Другие новости