РУКОВОДИТЕЛИ крупнейших предприятий, компаний и банков обсуждают новую идею местных чиновников. Она именуется заморским словом "клиринг". Впервые за долгие годы ноу-хау чиновников породило публичный скандал в стенах ярославского Белого дома - заместитель губернатора по экономике Артур Сазонов выступил публично с критикой проекта, за которым стоит первый замгавы региона Владимир Ковалев. В условиях, когда действующий глава области открыто заявил, что не будет баллотироваться на третий срок, его заместители активно проявляют себя и не прочь принять из опытных рук ярославского губернатора подвластный регион.
ЛАЗЕЙКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
После вступления в силу Бюджетного кодекса были отменены взаимозачеты налогоплательщиков с бюджетом. Если раньше вместо живых денег лакокрасочное предприятие могло платить в казну краской, а власть рассчитывалась бы этой продукцией со школами (вместо выделения средств на ремонт), то теперь такая практика запрещена.
С отменой взаимозачетов был взят курс на уплату налогов только живыми деньгами. И сегодня это почти стало реальностью - около 90% всех поступлений в бюджет Ярославской области составляют деньги. На таком фоне бывший советник первого заместителя губернатора Владимира Ковалева, а ныне - начальник госучреждения - Управления по обеспечению экономической безопасности бюджета при администрации Ярославской области - Александр Князиков выступил с идеей создания некоммерческой банковской организации ОАО "Ярославский расчетно-клиринговый центр". Как явствует из названия, эта структура должна заниматься клирингом. Что же это такое?
Фактически клиринговые операции - это сестры взаимозачетов: те же участники, то же списание долгов. Но все-таки есть и отличия - деньги на зачетах зарабатывают не фирмы-посредники, а создаваемая некоммерческая банковская организация (НКО). Вместо продукции, которая при зачетах поступала под видом налогов в бюджет, а потом перекочевывала в учреждения социальной сферы в виде финансирования, теперь используются исключительно денежные расчеты. И если взаимозачеты запрещены, то клиринг - нет. Этим и воспользовались ярославские умные головы.
Какие цели, по мнению создателей, должна решить эта система урегулирования взаимных долгов? Первое - уменьшить задолженность предприятий и организаций в Территориальный дорожный фонд (около 700 млн. руб.), Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. Второе - помочь предприятиям и банкам решить проблемы своих взаиморасчетов. Третье - увеличить поступление средств в областной бюджет, что должно происходить в результате зачета долгов предприятий по налогам, долгов казны перед учреждениями социальной сферы и теми же предприятиями за уже выполненные работы.
КТО ПОЛУЧИТ ПРИБЫЛЬ ОТ КЛИРИНГА?
По предложению разработчиков, этой трудоемкой работой по взаимному погашению долгов должна заниматься небанковская кредитная организация "Ярославский расчетно-клиринговый центр". Это фактически тот же самый банк, только с ограниченными функциями (не может брать вклады у населения, выдавать кредиты и т.п.). Для его создания предлагается из бюджета выделить 3 млн. руб. - минимальный размер уставного капитала, по требованиям Центробанка РФ. Александр Князиков и его подчиненные хотят создать "Ярославский расчетно-клиринговый центр" не на базе какого-то из существующих в области банков, а с чистого листа и полностью под контролем местного Белого дома - он должен стать единственным учредителем НКО.
В расчетно-клиринговом центре предприятия, организации, бюджеты будут открывать так называемые нулевые счета, на которых никогда не будет ни рубля живых денег. Все участники взаиморасчетов представляют в НКО свои платежные поручения (деловым партнерам, налоговые платежи, перечисление бюджетных средств школам, больницам и т.д.), а компьютер с помощью специального программного обеспечения будет подбирать цепочки платежей для погашения требований. После нахождения варианта происходит погашение долгов.
Желающие списать свои долги или зачесть платежи смогут взять в этой структуре кредит на один день, за что будет браться определенная плата. В итоге никто из участников не тратит никаких денег, за исключением отплаты услуг "Ярославского расчетно-клирингового центра". Экономятся оборотные средства предприятий, регулируются взаимные долги и увеличивается скорость оборота денег, что является верным признаком оздоровления экономики. В отличие от банка, НКО имеет низкие риски и никакой дефолт ей не страшен - ведь она не выдает кредиты и не берет деньги у населения.
Разработчики лелеют надежды, что уже через полтора года с начала работы (в случае одобрения областной Думой в июне этой идеи НКО создадут в конце 2001 года) у "Ярославского расчетно-клирингового центра" должно появиться около 500 клиентов. Работники местных банков называют это очень высоким показателем. Если клиринг - это бизнес, приносящий доход, то не дело власти заниматься предпринимательством. Кроме того, раз в бюджет 90% налогов поступает живыми деньгами, то клиринг нужен в первую очередь предприятиям. Для заводов, компаний и фирм взаимные расчеты - вещь повседневная. Вот мол, считает Артур Сазонов, пусть эти частные структуры и создадут на свои деньги еще одну частную структуру - НКО, которая займется расшивкой их платежей. Если бюджет тоже хочет урегулировать свои долги, то ему, по логике заместителя губернатора по экономике, можно стать лишь одним из учредителей "Ярославского расчетно-клирингового центра" (доля 5-10%) и потратить на эти цели не 3 млн. казенных денег, а всего 300 тыс.
Разработчики идеи приводят свои аргументы за 100-процентное участие власти в этом проекте. По их мнению, частной структуре нельзя доверять клиринговые расчеты с бюджетом, потому что тогда она узнает огромное количество конфиденциальной информации. Вот как об этом говорит Сергей Вавилов: "В данном случае речь идет фактически об исполнении бюджета. Есть еще понятие экономической безопасности бюджета, а при коммерческом учреждении НКО не удастся предотвратить утечки информации об исполнении бюджета, о состоянии задолженности предприятий, о задолженности бюджета перед получателями". Он ссылается на опыт других регионов, где уже работают клиринговые палаты.
Конкурс на создание клиринговой системы был объявлен всего на неделю, с 1 по 8 июня, и участие в нем могли принять только те фирмы, кто имеет опыт работы в этой области не менее 5 лет.
Наверняка, победителем станет "Межбанковский финансовый дом" (МФД). Его программно-технический комплекс "Клиринг" работает в России, и компания регулярно модернизирует свою систему. Фирма известна своими тесными отношениями с московской мэрией, а председатель совета директоров МФД Гарегин Тосунян является советником Юрия Лужкова. Этой структуре уже хотели было выделить 1 млн. руб. на покупку этого программного обеспечения (вышло даже постановление губернатора), но потом решили не спешить и объявили конкурс.
А почему бы не провести закрытый конкурс с заранее известным результатом? Правда, может ли быть такой конкурс негласным, не совсем ясно.
Ярославль