В ПАРКЕ возле древнего Новгородского кремля ревут трактора и стучат топоры. Здесь спешными темпами возводится большой деревянный дом с красной крышей. Это так называемая Красная изба, то есть туристический офис Великого Новгорода. Городские власти, вложившие в проект миллион рублей, всерьез рассчитывают с помощью этой самой избы дать толчок несколько зачахшему туристическому бизнесу.
Перерезание ленточки запланировано на 4 мая, но торжества оказались под угрозой. Обнаружилось, что стоящая на той же площади древняя Сенная башня (она еще называется "Важня") дала трещину. Сотрудники Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (НГОМЗ) утверждают, что виной всему новостройка. Строители же полагают, что "Важня", до которой веками не доходили руки реставраторов, рушится сама по себе. Можно сказать, по графику.
Так в древнем городе в очередной раз столкнулись проблемы сохранения древностей и необходимости развития туризма.
РАНЬШЕ БЫЛИ ВРЕМЕНА...
В лучшие годы Великий Новгород ежегодно посещали миллион соотечественников и до 80 тысяч иностранцев. В прошлом году, если судить по гостиничной базе учета, зарубежных гостей в городе побывало 28 тыс. человек. Сколько здесь побывало россиян - сказать трудно. Музейщики называют цифру в 400 тыс. экскурсантов. Цифра приличная, но весьма условная: зашел человек в один музей, второй, третий...
Но в любом случае "дно" пройдено. Тем более что хамский "профсоюзный туризм", когда людей толпами привозили в не слишком комфортных поездах, закончился. Его не вернешь. И не надо. Музейные работники до сих пор с содроганием вспоминают годы, когда своды Софийского собора дрожали от гула тысяч посетителей. Храм, как и многие другие, из года в год давал осадку. Какая уж тут сохранность древних зданий и памятников.
Теперь надо приспосабливаться к новой ситуации. Во-первых, нужно, чтобы турист вообще приехал, во-вторых, чтобы турист не просто приехал на пару часов. Нужно, чтобы он оставил в городе денежки. И чем больше, тем лучше. И тут возникает вопрос: чем туриста сюда завлечь?
В последние годы новгородцы с удивлением обнаружили, что древние памятники, в том числе и Святая София, памятник 1000-летию России и храм Спаса на Ковалеве - все это не только памятники истории и архитектуры, но и товар. Пошло, конечно же, но с точки зрения туристического бизнеса это именно товар. И тут ничего не попишешь?
Причем товар этот не всякому можно "всучить". На Западе, к примеру, людей, которые понимают православие, разбираются в древнерусской архитектуре, по пальцами можно пересчитать. Всем остальным это чуждо по культуре, по менталитету. Как объяснить европейцу уникальность наших фресок XI-XII вв., если в те годы в католических храмах уже существовала вполне реальная живопись.
Значит, мы или рассчитываем на соотечественников, которые могут отличить Феофана Грека от Зураба Церетели, или же должны предложить иностранцам что-то такое, от чего практичная душа какого-нибудь вашингтонского парня, как говорится, просто "заколдыбится".
Кстати, о товаре. Недавно в городе проанализировали состав зарубежных гостей и удивились. Есть турист из Италии, США, Англии, но совершенно пропал турист из Финляндии. Почему? А ларчик открывается просто. В "брежние времена" турист из Суоми приезжал на древнюю новгородскую землю не ради Грановитой палаты или Юрьева монастыря. Его интересовал другой турпродукт, а именно - дешевая и довольно качественная новгородская водка. Чтобы выпить всласть, не оглядываясь на общественное мнение, на сухой закон и т.д. "Мордой в салат" - это и был турпродукт, за которым финны ехали. А зачем им ехать сюда, когда и в отечестве строгость пропала, и до Выборга в несколько раз ближе и дешевле?
"МЕРТВЫЙ МУЗЕЙ" ЖИВОЙ СТАРИНЫ
Новгороду, если честно, есть чем похвастаться. В запасниках местного музея-заповедника более миллиона экспонатов, в том числе действительно уникальных. Увы, выставляется только 3-5%. На остальное не хватает площадей. Более того, как утверждают специалисты, экспозиции не обновляются годами.
Это не от лености. Просто такая идеология: музей по заветам Ленина. Каждая вещь - кусочек истории, и иначе она, эта вещь, рассматриваться не может. Только на стеллаже или под стеклом на витрине. Потому что главное - это экспонат, а не человек.
Один из бывших работников музея рассказывал, как мечтал создать тематическую экспозицию "Человек и оружие" - так его поразил страшный вид немецкого огнемета, обнаруженного в запасниках. Не позволили, мол, не та тема, а экскурсия - это мероприятие научное. То есть экспозиция должна быть рассчитана не на человека, а на ученого, в крайнем случае на школьника. Что уж удивляться, что уходит даже недавняя наша история. Лампу с абажуром 50-х годов уже не найти, а уникальную коллекцию швейных машинок, которая имеется в музее, не увидят, похоже, даже наши правнуки. Потому что музей - коллекция раритетов, хранилище ценностей. И все.
Все, с кем пришлось говорить о проблемах НГОМЗ, утверждали, что это "мертвый музей". Музей, который не умеет привлечь туриста и не хочет зарабатывать деньги. В свое время, кстати, директора музея Николая Гринева даже возили в американский музей "Колониальный Вильямсбург". То есть туда, где в Музее можно и коня подковать, и из кольта пострелять, и посмотреть на инсценировку нападения индейцев на поселение белых колонизаторов. Причем все максимально приближено к историческим нормам. Почему, спрашивается, в Музее деревянного зодчества в Витославлицах, в котором есть дома старше, чем в Кижах, нельзя посадить в избу ткача, мастера по дереву, плетению из бересты и т.д.?
Пусть иностранный турист возьмет в руки плуг и попашет или из лыка, к примеру, попробует лапти сплести. Пусть за вымя корову подергает, на худой конец. Зацивилизованные европейцы, не говоря уже об американцах, готовы платить за ручной труд большие деньги. А дать ему в руки еще и топор... Надо видеть, с каким восторгом пляшут в хороводе в Витославлицах послы и консулы европейских держав на фольклорном празднике, который, увы, проводится только один раз в году. Ну пусть хотя бы раз в жизни почувствуют себя русскими, хотя бы четверть часа. И брать с них за это удовольствие в "зеленых".
В мае, во Всемирный день музеев, красную ленточку собираются перерезать и в отреставрированном здании Дворянского собрания. Долгие годы за это здание бился ныне покойный реставратор Александр Греков. Он мечтал о дне, когда в помещениях дома на Софийской площади разместится музей фресок (в мире, кстати, такой есть только в Испании, но там фрески XV-XVI вв., а у нас они датируются X-XI вв.). В подвалах Греков надеялся разместить мастерские, чтобы каждый посетитель своими глазами мог увидеть, как из кусочков площадью полтора-два квадратных сантиметра собирается шедевр Феофана Грека.
Не получилось. Наверное, фрескам действительно не место в Дворянском собрании. Но сама идея "живого музея" имеет право на жизнь. Как вы думаете, что теперь в здании собираются разместить? Картинную галерею. И это при том, что шедевров живописи (за исключением парочки картин Левитана и двух-трех работ Шишкина) в запасниках музея не имеется. До войны, правда, музейная галерея насчитывала более тысячи шедевров, но немцы все вывезли и ничего, увы, не вернули (это для памятки особо рьяным сторонникам реституции).
Получим еще один "мертвый музей". Потому что вряд ли турист, приехавший из Питера или Москвы, а посещают Новгород в основном такие вот "транзитчики", пойдет любоваться провинциальной живописью XIX в. после Эрмитажа и Третьяковки.
Можно, конечно же, за большие деньги проводить в залах собрания костюмированные балы, но руководство музея на это вряд ли пойдет. По крайней мере на аналогичные предложения, которые поступали ранее от солидных бизнес-структур, следовал отказ. Наверное, Дворянское собрание - только для дворян.
КРАСНА ИЗБА ПИРОГАМИ
Переломить тенденцию, когда в город турист приезжает как бы мимоходом, по пути из Северной столицы в Первопрестольную или наоборот, никак не удается. Не удается оставить туриста в городе хотя бы на ночь. Хотя в городе имеется достаточно развитая инфраструктура, в том числе более тысячи гостиничных мест и даже четырехзвездочный отель "Береста-палас".
Любопытно, что в годы перестройки хотели выстроить целый гостиничный комплекс. Да общественность возмутилась: вместе с иностранцами, мол, приедет СПИД. В итоге комплекс не построили, а СПИД пришел сам по себе, вне зависимости от туристов.
Сегодня ради этих самых туристов в городе и строят "Красную избу". Странно, но музей-заповедник отказался вступать в новую структуру, хотя вступительный взнос с него требовался только "натурой", то есть экскурсиями и т.д.
Впрочем, в отношении "Красной избы" скептицизм преобладает не только у музейщиков. В конце концов "Изба" здесь, а туристы там. Если бы эта "Красная изба", построенная, между прочим, по опыту побратима Страсбурга, говорят пессимисты, стояла в самом Страсбурге или где-нибудь Давосе...
С туристическими фирмами тоже проблемы. Их в городе больше двух десятков. Но на въезд работают меньше дюжины. Остальные подкармливаются Анталией и Канарами, то есть, не являясь туроператорами, хватают крошки со стола московских и питерских фирм. В областной бюджет, разумеется, практически ничего не попадает.
На международных ярмарках Новгород вообще многие годы был приложением на стендах Санкт-Петербурга. То есть город и область хотят о себе заявить как о туристском рае, но каждый стенд на солидной выставке стоит 7-10 тыс. долл. Таких денег нет ни у комитета культуры, ни тем более у местных турфирм. Самое интересное, что в бюджете Псковской области на развитие туризма в последнее время ежегодно выделяется миллион рублей, в бюджете "продвинутой" Новгородчины нет даже такой строки. В итоге стенды Пскова на выставках фигурируют, а их извечных соперников новгородцев в туристическом мире уже стали забывать.
Все знают о том, что Новгородчина является инвестиционно привлекательным регионом - на этот имидж власти и лично губернатор Михаил Прусак усиленно работают. А вот о том, что именно здесь стоит памятник 1000-летию России, что в этих местах жил Александр Невский, что на том же Валдайском озере строили дачу для Сталина, не знает никто. Или мало кто.
Причем если от инвесторов в областную казну прибавки пока что никакой нет (все они освобождены до полной окупаемости от выплат в областной бюджет), то туризм - это действительно живые деньги. И пока что они проходят мимо новгородских властей. И тут надо заметить вот еще что. Большинство памятников старины в области расположены именно в Великом Новгороде.
А в наше время имидж города (да и области) - это имидж персонифицированный. Но если Прусака знают все, то мэра Великого Новгорода Александра Корсунова не знает практически никто. Более того, за три года работы корреспондент "НГ", являясь единственным в городе собкором центральной газеты, ни разу (!) не удостоился звонка от пресс-службы мэрии. И только месяц назад, когда в пресс-службе сменилась команда, из мэрии пошла информация в СМИ. О каком имидже города можно говорить в такой ситуации?
МИНКУЛЬТ "ГРЕБЕТ ПОД СЕБЯ"
В Новгородской области 57 памятников, внесенных в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Спасибо Александру Невскому, который на земли наши татар не пустил. Но в соседней Вологодчине, где нет ни одного столь же уникального памятника, область в прошлом году выделила на их реставрацию 50 млн. руб. Новгородские законодатели "расщедрились" на... 67 тыс. руб.
Не щедрее оказался и федеральный бюджет. Из выделенных на реставрацию 7,2 млн. руб. область, по словам председателя областного комитета по культуре, кино и туризму Юрия Шубина, пока что не получила ни копейки. В прошлом году, когда в городе проходил съезд "Единства", лидер "Медведей" Борис Грызлов принародно обещал помочь в выделении Новгородскому кремлю на реставрацию памятников старины 10 млн. руб.
Грызлов уже министром (жаль, не культуры) стал, а денег, утверждает директор НГОМЗ Николай Гринев, как не было, так и нет. Более того, ушли в небытие и 3 млн. руб. из дополнительных доходов, на выделение которых рассчитывали в Новгороде. После известного перераспределения доходной части бюджета о них и мечтать не приходится. Пропала строчка в бюджете.
В этой связи историки вспоминают, что, после того как в 1862 г. в Новгороде торжественно открыли памятник 1000-летию России, император лично распорядился выделять 5 тыс. руб. золотом на реставрацию кремля. Деньги пришли. А через год прибыла комиссия, которая установила, что на эти громадные по тем временам деньги в Новгороде поставили на одной из башен ржавый флюгер, а также проложили дорожку вокруг крепости для пожарных. После чего деньги выделять перестали.
Конечно же, проверки и сегодня нужны. В прошлом году, к примеру, в Чудовском районе Новгородской области открыли мемориал "Любино поле" - павшим в годы войны жителям ряда деревень и советским воинам. Весь мемориал - это десять бетонных букв и пара десятков плит с именами павших. А по смете, между прочим, два миллиона рублей. То есть проверять, куда уходят деньги, нужно. Но что проверять, если денег нет?
Впрочем, денег скоро не будет вообще. 22 января 2001 г. вышел приказ # 48 Минкульта России "О создании Агентства по управлению и использованию памятников истории культуры Министерства культуры РФ". Все памятники федерального значения (а других у нас практически и нет) переданы под опеку новой структуры, а главное, именно новоявленное Агентство будет финансировать все реставрационные работы.
Понятно, что из Москвы виднее, куда денежные потоки направлять, но в Новгороде уверены, что вертикаль власти и вертикаль культуры - это не одно и то же. Что в итоге половину денег разворуют, половина пойдет незнамо куда, а до памятников старины если и дойдут, то крохи.
ПОМОЖЕТ ЛИ ПАМЯТНИКАМ ЧАСТНИК?
Излишняя централизация, кстати, тоже проблема. В мире, как известно, частных музеев с избытком. У нас все ходят под музеем, являющимся федеральным. Почему частника нельзя пустить в музей (с кафе, ристалищами или какой-то иной "развлекухой"), совершенно непонятно. Не в Святую Софию же, а хотя бы на территорию кремля. А то из общепита там только ресторан "Детинец" имеется, да и то лишь потому, что высоких гостей туда водят. Очень удобно: показал им кремль и тут же за стол. Благо, что ресторан неплохой. Правда, в итоге отдельные чиновники, за туризм отвечающие, только один туристический маршрут и изучили: от областной администрации к "Детинцу".
По словам директора музея-заповедника Николая Гринева, в этом году все-таки намечаются сдвиги к лучшему. Даже разрешили городскому клубу "Рать" устраивать на территории кремля по субботам и воскресеньям ристалища. Хоть небольшой, но шажок от познавательного туризма к развлекательному. А точнее, к их сочетанию. Кстати, из тех 400 тыс. туристов, которые посетили музей-заповедник в прошлом году, больше половины - школьники. Их занудными лекциями об истории не проймешь. Другое дело, когда "немецкие псы-рыцари" с "дружинниками" на мечах рубятся...
Между прочим, еще в советские времена была идея сделать музей раскопа. То есть поставить стеклянный купол над Троицким раскопом и пускать туда туристов с лопатками и кисточками пыль веков сдувать. Не довели до ума. Хотя и не такие уж большие затраты могли быть. Толковый частник спокойно пошел бы на подобные расходы.
А теперь Троицкий уже себя исчерпал (только берестяных грамот под тысячу откопали) и скоро его засыпят. На радость местным олигархам, которые ждут не дождутся момента, чтобы построить коттеджик вблизи кремля и в самом центре древнего города.
А когда новый раскоп начнут - кто ж его знает?
Великий Новгород