Не секрет, что на историю с задержанием в США Павла Бородина значительная часть россиян, далеких от политики, смотрит как на некое спортивное зрелище, интересное тем, что пока неизвестно, кто же забьет решающий гол. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то больше всего болельщиков у Бородина в Великом Новгороде - как минимум две тысячи человек.
Именно столько новгородцев работают на заводе "Квант", который включен в российско-белорусскую программу "Союзный телевизор". Дело в том, что именно с приходом Бородина на пост секретаря Союза дела у заводчан пошли на лад. "Мы почувствовали, - заявил "НГ" генеральный директор "Кванта" Геннадий Капралов, - что такое настоящий хозяйственник. Пал Палыч сразу "включился в тему". Наконец-то регулярно стал собираться координационный совет программы, причем каждый раз на разных предприятиях. Бородин посетил всех участников программы - а их почти десяток, - и началось финансирование. В результате если в 1999 г. выпускалось 2,5 тыс. телевизоров, то в 2000 г. - уже почти 31 тыс. В этом году планируется выйти на уровень 100 тыс. изделий.
Надо заметить, что программа "Союзный телевизор" была разработана еще в 1996 г. К тому времени уже два года как действовал "открытый телерынок", страну заполонили дешевые импортные "ящики", а отечественные заводы были скорее мертвы, чем живы.
В соседней и тогда еще не союзной Белоруссии ситуация сложилась иначе. Производители минского "Горизонта" и витебского "Витязя" получили не только таможенные льготы и отсрочку по НДС, но были профинансированы государством. Неудивительно, что два белорусских завода в минувшем году произвели 500 тыс. телевизоров - столько же, сколько вся Россия. Кстати, именно белорусы, заинтересованные в российском рынке сбыта, были инициаторами программы "Союзный телевизор".
С 1996-го по 1999 г. "Квант" фактически занимался "отверточной" сборкой, закупая комплектующие по всему миру, - лишь бы подешевле и с соответствующим качеством. Из российского, по сути, был только "лейбл" - "Садко". Сегодня, когда за счет "Союзного телевизора" удалось закупить современные пресс-формы, литьевое оборудование, установить новые линии сборки, наладить кооперацию с отечественными производителям, только на 20% деталей стоит клеймо "маде ин не наше".
Между прочим, и этих 20 "ненашенских" процентов можно было бы избежать, решив проблему воронежского завода, который является единственным в России производителем кинескопов. В свое время предприятием заинтересовалась фирма "Филипс", а итогом этого "сотрудничества" стал полный развал завода. На части его территории уже стеклотару выдувают. Оно и понятно: возродится российский телевизор или нет - еще вопрос, а пить на Руси будут всегда. В союзном бюджете на этот год большую часть средств, которые выделены строкой "Союзный телевизор", планируется направить как раз на возрождение этого завода.
В январе "Квант" посетил премьер-министр Белоруссии Владимир Ермошин. Вообще-то планировалось, что с исполнительным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным белорусский гость встретится именно в Великом Новгороде, да и завод они посетят вместе. Поговаривают даже, что автор этой комбинации - губернатор Михаил Прусак, опасающийся, что в результате дележки союзного бюджетного пирога "Кванту" достанется слишком мало. Американцы, увы, все испортили.
Надо заметить, на "Кванте" Пал Палыч был 13 июня прошлого года. Попав в один грузовой лифт с журналистами, сразу же заявил, что общаться с ними не намерен. И только когда корреспондент "НГ" заметил, что вопросов по "делу "Мабитекс" пресса задавать не собирается, сменил гнев на милость. Кстати, на вопрос "НГ", подымет ли Бородин "Квант", Пал Палыч не без апломба заметил: "Да я BMW в Калининграде с нуля построил, неужто я уже имеющийся "Квант" не подниму с колен!" Тогда же Бородин пообещал решить вопрос с фирмой "Томпсон": "Я их еще по Якутску знаю". Дело в том, что новгородцы хотели бы, чтобы именно здесь "Томпсон" построил завод по производству кинескопов. Благо что льгот для инвесторов в области немерено, как и сырья для стекла.
Из нью-йоркской тюряги конечно же до "Томпсона" не доберешься. И у телевизионщиков теперь вся надежда на премьеров двух стран. Они опять пишут им письма. Как ни странно, создатели "голубых экранов" не просят денег. Но, как и четыре (!) года назад, просят защитить отечественного производителя. Во-первых, они хотят, чтобы правительство ввело лицензирование производства сложной бытовой техники, так как телевизоры сегодня собирают чуть ли не в каждом подвале. Во-вторых, необходимо ввести сертифицирование этой продукции. В-третьих, каждый телевизор в торговой сети должен иметь паспорт.
Вполне законные требования, но против них, утверждает Геннадий Капралов, жестко выступает Министерство экономического развития и торговли. Мол, нельзя, мы же в ВТО вступать собираемся. "У "Союзного телевизора", - говорит генеральный директор "Кванта", - почему-то нет большего врага, чем это министерство. Ну никак мы не можем убедить первого заместителя министра г-на Матерова, что стране нужен свой телевизор. Иван Сергеевич упорно полагает, что мы обойдемся "Филипсами" и "Панасониками". Не надо нам отечественного телевизора, и все тут..."
В итоге получается занятная арифметика. В России в минувшем году продано 4,5 млн. телевизоров. Через таможню прошло 400 тыс. "Союзный телевизор" пустил в продажу 800 тыс. телевизоров. Откуда появились остальные 3,3 млн. телевизоров? А все очень просто. В Александрове Владимирской области работают три завода по сборке импортных "ящиков", в подмосковном Зеленограде - два. Сколько их всего по стране, никто, надо полагать, и не знает. Как и то, как туда попадают комплектующие, на какие фирмы они записаны и как декларируются на таможне.
Импортный телевизионный "комплект" стоит 95-100 долл. Сборка в домашних практически условиях - еще максимум 10 долл. за штуку. Если сравнивать с ценами в магазинах, получается 40-50 долл. "навара" с каждого телевизора. То есть речь идет об огромном рынке, который никто и никогда так просто, без принятия правительством жестких мер, не отдаст. Правда, если вы покупаете телевизор без паспорта, не обижайтесь, если он вспыхнет голубым пламенем. На заводах "полуотверточной" сборки телевизоры доводят до кондиции два часа, а на "Кванте", к примеру, 48 часов. Как того и требует технология.
Прислушаются ли премьер-министры двух стран к голосу телевизионщиков - большой вопрос. Мне в этой связи вспоминается визит на "Квант" в 1998 г. Бориса Николаевича Ельцина, как раз за три дня до дефолта. Обещал он заводчанам золотые горы, а получили они от него два миллиона "деревянных". Да и те инфляция съела. Так что на "Кванте" от Москвы и Минска ждут погоды, а зонтиком все равно запасаются. n
Великий Новгород